Тулес

Тулес - Pluvialis squatarola Linnaeus - довольно крупный кулик весом 170-200 граммов, характерного "ржаночьего" сложения: с коротким прямым клювом, крупной головой и сравнительно короткими ногами. От остальных северных ржанок отличается наличием крохотного заднего пальца, из-за чего телеса иногда помещают в монотипический род Squatarola. Тулес похож по типу окраски на золотистую ржанку, но заметно крупнее, с более длинным и толстым клювом. Главное отличие –  контрастная окраска: низ летом интенсивно черный, спина с яркими белыми поперечными пестринками. Черный цвет на голове и шее окаймлен широкой белой полосой. Внутренняя часть крыла черная. Черный цвет распространяется с боков на подмышечные перья, причем они остаются черными и осенью, когда весь низ светлее. Подхвостье чисто-белое, без пестрин, присущих остальным ржанкам. Самец и самка тулеса похожи, но у самцов белые пятна на лбу и боках груди занимают большую площадь. Зимой общая окраска сероватая, пестрый рисунок менее контрастен. Подхвостье белое.

Голос тулеса – односложные или двух- трехсложные свисты - заунывный, но довольно мелодичный: "туу-ли...туу-ли", "тюирли, тююлии", за которые кулик и получил название.

Тулес – арктический кулик, его ареал почти перекрывает на севере суммарный ареал всех ржанок, но в норме он не гнездится южнее типичных тундр. Гнездится тулес в тундровой зоне Таймыра, в отдельных случаях -  в подзоне кустарниковых тундр и даже лесотундре - там, где развиты необходимые ему сухие повышенные тундровые участки. В северной тайге известен лишь один очаг гнездования на верховых тундроподобных болотах Западной Сибири. Тулес отсутствует в Гренландии, Исландии, Скандинавии, зимует по морским побережьям всего мира, начиная с умеренной зоны. Прилетает на места  гнездования в конце мая – начале июня. Сухолюбив, предпочитает участки тундр с самой скудной растительностью. Нередко пары занимают прошлогодние участки.

Тулес - моногам.  Ток происходит высоко в воздухе, самец замедленно взмахвиает крыльями и издает длинные трели. Как правило, гнездятся разрозненно и держатся всей семьей на гнездовом участке, пока не подрастут птенцы. Гнездо на открытой сухой площадке в ямке, едва выстланной кусочками лишайников, веточками багульника и полярной ивы. Кладка - 4 светлых яйца с черновато-бурыми пятнами. При приближении человека к гнезду тулес, как и все ржанки, выражает чрезвычайное беспокойство и издали встречает его тревожным криком. Питается живущими в почве личинками двукрылых и жужелицы. Строение гнезда, особенности кладки, сроки насиживания стандартны. Когда птенцам исполняется 1-3 недели, самки покидают выводок и приступают к осенним кочевкам, самцы держатся с птенцами до их подъема на крыло в возрасте 35-40 дней. Молодые улетают на юг позже взрослых, их отлет заканчивается в сентябре. Максимальный возраст у тулесов – 14 лет. Местами в Арктике обычный фоновый вид.

Источники:
Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001
сайт: Птицы Средней Сибири.
Nome, Alaska