Сова ястребиная

Ястребиная сова

Ястребиная сова - Surnia ulula - некрупная длиннохвостая сова изящного сложения с относительно небольшой приплюснутой головой и слабо развитым лицевым диском, его окраска - светло-серая, по контуру кайма из коротких темных перьев. Длина 36-39 см (до 41 см), масса 270-400 г, обычно 300 г, размах крыльев 74-81 см. «Ушек» нет. Половой диморфизм в размерах невелик. Окраска темно-серая с белыми пестринами  сверху, снизу светло-серая с частыми темными продольными полосами. Сочетание беловатых и темных пестрин, крап, полосы, хорошо маскирующие птицу, скажем, под кору берез (иногда ее называют березовой совой). Клюв светлый, лимонно-желтую радужину оттеняют черные «брови».

Свое название на большинстве языков - «ястребиная сова» - птица получила из-за пропорций тела и хвоста, довольно длинных заостренных крыльев, поперечной ряби по низу тела, цвета глаз и привычки появляться днем.
Полет быстрый, волнообразный с чередованием взмахов и скольжения. Голос - высокая улюлюкающая трель продолжительностью 3-4 секунды (отсюда видовое название «ulula»), короткие лающие и мяукающие звуки, свист, щебет. При беспокойстве издает звонкое «кия-кия-кик», похожее на крики соколов.

Ареал ястребиных сов циркумбореальный - таежная и лесотундровая зоны обоих северных континентов (повторяет ареал бородатой неясыти, кроме того включает ельники Тянь-Шаня, лиственничники Сахалина, березняки Камчатки). В тайге вид предпочитает осветленные участки - гари, опушки, окраины болот, лиственничные, сосновые и березовые редколесья.

Ястребиная соа непуглива, часто сидит открыто на вершинах сухих деревьев. Встречается в пределах гнездового ареала круглый год, но не оседла, а совершает  сезонные кочевки или номадна. Зимой может появляться в Подмосковье и южнее, до лесостепи. Питается мышевидными грызунами, в основе - мелкие млекопитающие, лемминги и полевки, а также птицы, лягушки и рыба. Зимой в рационе существенно возрастает доля мелких птиц. Охотится даже на куропаток. Обычно караулит жертву на присаде, но часто настигает и в угон. Активна в сумерки и днем.

Ястребиная сова токует в марте, гнездится в апреле-мае в дуплах, чужих гнездах. Кладка большая - 6-12 яиц. Сроки насиживания и выкармливания - как у неясытей (25-30 дней); птенцы покрыты серым мезоптилем с поперечной рябью, лицевой диск темный. Молодые покидают гнездо в возрасте 30 дней, хорошо летают они через 2 недели после того, как покидают гнездо, а еще через 8 недель становятся полностью независимыми. Выводки распадаются в сентябре, молодые размножаются со следующего года. Довольно обычна, хотя численность никогда не бывает большой, поскольку она находится в зависимости от величины поголовья грызунов. В Европе численность ястребиной совы сокращается.

Известны подвиды:
Surnia ulula ulula - от Скандинавии через Сибирь до Сахалина и Северного Китая;
Surnia ulula tianschanica - Тянь-Шань;
Surnia ulula caparoch - Аляска, от Северной Америки до Лабрадора.

По материалам книги Коблик Е.А. Разнообразие птиц, часть 3, Москва, Издательство Московского университета, 2001 и  сайта http://www.owls.org/.