Сыч мохноногий

Мохноногий сыч

Мохноногий сыч - Aegolius funereus Linnaeus - мелкая серо-бурая сова. Размер 20-25 (до 30) см, длина крыла у самки 164-185 мм, самца 158-178 мм. Масса самки 126-194 г, самца 90-113 г. Известны рыжевато-бурая и серая цветовые фазы. Верх темно-бурый или серый с белыми пятнами, низ белый с широкими темно-коричневыми полосами, более частыми на груди и редкими на брюхе. Лицевой диск белый, хорошо выражен, оторочен по контуру коричневым. Между глазами основания у клюва небольшое темное пятно. Белые поднятые брови. Радужина глаз желтая, светлая или яркая. Клюв желтого оттенка. Хвост короткий, коричневый с 4-5 белыми полосами. Лапы покрыты белым опереньем. Пальцы темно-серые или темно-бурые, когти очень острые.

Мохноногий сыч обитает в северном полушарии в поясе зрелых хвойных и широколиственных лесов, известны популяции в горных лесах Центральной и Восточной Европы, Пиренеях, на Кавказе, Тянь-Шане и Гималаях.

Питается сыч преимущественно грызунами и мелкими птицами. Ведет ночной образ жизни. Днем сидит на ветке дерева на высоте 5-6 м над землей. Гнездится с марта по июль в старых дуплах дятлов. Самка откладывает 3-6 яиц (величина кладки зависит от количества добычи в сезоне, в особо удачные годы может быть и больше), которые насиживает 29 дней. Птенцы оперяются в возрасте 5 недель и еще через 6 недель они становятся полностью самостоятельными.

Видовой клич мохноногого сыча состоит из 6-8 сложной трели-стакатто «пупс», нарастающей по звуку. За ней следует 3-4 секундный перерыв, потом трель повторяется. Различаются индивидуальные варианты, различающиеся по количеству слогов, высоте звука и скорости трели. Когда самка приближается к поющему самцу, его песня становится неуверенной, он запинается и выдает трель продолжительностью до 350 нот в быстром темпе. Этим он привлекает самку на возможное место для гнезловья. Для контакта с самкой самец может издать низкий звук, похожий на «вуд» или «вхухд». В агрессивном состоянии сыч свистит, как удар бича «зьюк». Самка кричит редко, ее клич похож на клич самца, но не такой отчетливый и выше тоном. Рассерженная самка резко кричит «джак» или хрипло «ухвак» или издает квакающие звуки «крайк, крайк».  Когда самец извещает о своем прибытии криками «вуд», самка отвечает ему из гнезда высоким звуком «сии», повторяя его в своей короткой песне. Ее контактный клич напоминает мяуканье, хриплое «зуихд».

Сыч охотится из засады, поджидая свою добычу на низких ветвях деревьев. B это время он внимательно осматривает поверхность земли, двигая головой из стороны в сторону и стараясь уловить малейшее движение. При этом они руководствуются своим великолепным слухом. Установив направление, в котором находится добыча, сыч пикирует на нее из засады. Он охотится преимущественно на мелких грызунов, особенно часто - на домовую мышь, а также на леммингов, землероек, кротов. Иногда сычи нападают на мелких птиц, белок, летучих мышей, лягушек и жуков.

Сычи гнездятся в старых дуплах дятлов или естественных дуплах поблизости от поляны или на опушке. Они могут охотно занимать искусственные гнездовья. Гнездящиеся на юге ареала сычи встречаются в горных лесах. В конце зимы самец начинает искать места, подходящие для гнездовья. В найденное дупло он складывает добычу, после чего он усаживается возле дупла на ветку и начинает брачную песнь. Когда приближается заинтересованная самка, самец залетает в дупло и отвечает ей длинной заикающейся трелью. Самка залетает в дупло за ним, и если ее устраивает гнездовье, она остается. Все время, что она живет в дупле, самец приносит для нее еду. Через несколько дней самка приступает к откладыванию яиц. В кладке 3-8 белых яиц, которые появляются с интервалом в 1 день. Самка сама насиживает яйца, самец приносит еду и защищает гнездо. Инкубация длится 28-29 дней, начиная с момента, когда отложено первое яйцо. Птенцы  вылупляются с интервалом в 1 день, глаза у них открываются на 10 день, они покидают гнездо в возрасте 30-32 дня, но находятся на попечении родителей еще 4-6 недель.

Молодые  сычи становятся половозрелыми в возрасте 9 месяцев. У гнездящейся пары бывает только один выводок, но в особо изобильные добычей годы они могут вывести два выводка. Выживает довольно много птенцов, причиной гибели молодых являются естественные хищники, разоряющие гнезда. Пары образуются только на время сезона размножения.

Сычи живут 7-8 лет.
Известны подвиды:
Aegolius funereus funereus - Европа местами от Скандинавии до Пиренеев, Альпы, на восток до Греции, от Балкан на север в Россию до Каспийского моря и Урала;
Aegolius funereus magnus - Северо-восток Сибири и Камчатка;
Aegolius funereus sibiricus - Северо-Восточная Сибирь от Колымы до Сахалина и Северо-Восточный Китай;
Aegolius funereus pallens - Восточная Сибирь, Южная Сибирь, районы, прилегающие к Каспийскому морю до Северной Монголии;
Aegolius funereus beickianus - север Кансу в Центральном Китае, окрас очень темный;
Aegolius funereus caucasicus - Кавказ и Крым;
Aegolius funereus richardsoni - северные районы Северной Америки (Роки Маунтейнз) на юге до Нью Мексико и на западе в лесах от Аляски до Орегона.

По материалам сайтов: http://www.owlpages.com/ и http://www.owls.org/.

Фото: Ann Cook