Сплюшка обыкновенная или зорька

Обыкновенная сплюшка, зорька

Обыкновенная сплюшка, зорька - Otus scops - мелкая сова: размер тела 16-21 см, масса 60-130 г, размах крыльев 50 см. Окраска серо-коричневая, с белыми пятнами на плечевых перьях, темными пестринами и тонким струйчатым рисунком; как у многих видов рода существуют серая и коричневая (рыжая) цветовые фазы. Радужина желтая, реже оранжевая. Основной видовой крик - печальный мелодичный посвист «сплю-ю» или «сплю-плю», односложный у самца, двухсложный у самки. Повторяется с интервалом 2-3 секунды. По крику птице и дали название.

Сплюшка - ночной вид, днем не появляется, но с начала лета ее печальный клич можно слышать довольно часто. Гнездится на большей части Европы (особенно - Южной Европы), юге Сибири до Байкала, в Малой Азии до предгорий Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Зимует в тропической Африке, к югу от пустыни Сахары. Предпочитает лиственные леса, сады, парки, сосновые и арчовые редколесья, в Средиземноморье - оливковые рощи, часто селится возле человека, на плантациях, в горы поднимается до 3000 м над уровнем моря.

Обыкновенная сплюшка зимует в саваннах. В России появляется в апреле, улетает в августе-сентябре. Размножается в мае-июле (в некоторых районах с марта по август), гнездится обыкновенно в дуплах, расщелинах скал, реже - в гнездах сорок и мелких хищных птиц, норах щурок, зимородков. В кладке обычно 2-6 блестящих белых яиц массой по 15 г. Инкубация длится 25 дней, выкармливание - примерно 4 недели, вылетают из гнезда птенцы неделей позже. Мезоптиль птенцов сероватый, с поперечными полосками, нехарактерными для взрослых птиц.

Основа питания сплюшки - крупные ночные бабочки и жуки, на позвоночных нападает редко. Может охотиться на мелких лягушек, ящериц, млекопитающих. На юге ареала это фоновый вид сов, в средней полосе России редка. В природе доживает до 6 лет. Это вид объединен в трибу с видами O. sunia и O. Senegalensis, от которых отличается как генетически, так и видовым кличем.

Известны подвиды:
Otus scops scops - Юго-западная и Южная Европа, местами Центральная и Восточная Европа, Северная Африка;
Otus scops cycladum - Греция;
Otus scops mallorcae - Балеарские острова;
Otus scops cyprius - Кипр, Малая Азия;
Otus scops turanicus - Туркмения до Западного Пакистана
Otus scops pulchellus - Кавказ до Тянь-Шаня.

По материалам книги Е.А.Коблик. Разнообразие птиц, часть 3. Москва, Издательство Московского университета, 2001 и сайта