Стерх, или журавль белый

Стерх

Стерх - Grus leucogeranus Pallas - крупный (крупнее серого) журавль чисто белой окраски, только концы крыльев черные. Голая кожа на передней части головы, клюв и ноги ярко-красные. Крик похож на крик серого журавля, но мелодичнее и громче. Распространен в степной зоне на юге Западной Сибири. Гнездится только на территории России, предпочитая открытые участки болот среди таежных лесов. Встречается на севере Коми и Архангельской области. Населяет крупные массивы труднодоступных моховых и осоковых болот в тундре, лесотундре и крайней северной тайге, с большим числом озер и низин, заливаемых весенним паводком. Стерхи очень чувствительны: при появлении человека даже на большом расстоянии они часто покидают гнездо. Процент гибели кладок и смертности птенцов очень высок, а процент размножающихся птиц незначителен.

Половая зрелость наступает на 5-7 году, период размножения может продлиться несколько десятков лет. Пары постоянные. В кладке до 2 яиц, но вырастает не более 1 птенца. Стерхи очень чувствительны: при появлении человека даже на большом расстоянии они часто покидают гнездо. Процент гибели кладок и смертности птенцов очень высок, а процент размножающихся птиц незначителен.

Питается корневищами и зелеными частями растений, семенами,  ягодами, а также моллюсками, насекомыми, рыбой, лягушками, грызунами, птичьими яйцами и мелкими птицами. Протяженность миграций стерха одна из самых больших среди журавлей и составляет 5,5 – 6 тыс. км. Зимуют в Индии, Иране, Юго-Восточном Китае.

В середине прошлого века в Западной Сибири белые журавли были довольно обычны: их встречали в степях и лесостепи, нередко парами, но больше в период пролета (например, в низовьях Волги видели стаю до 300 птиц!), а через 100 лет в этих же районах наблюдали лишь единичных особей. Зимовки западносибирской популяции прежде были расположены в озерных котловинах и на заболоченных участках от Ирана до севера Индии. Концентрация зимующих журавлей в определенных местах и особое внимание к этим птицам орнитологов позволили проследить катастрофическое падение их численности: в 1964 г. на зимовке было учтено около 200 птиц, через 4 года - около 100, зимой 1977/78 г. - примерно 70, в 1981/82 г. - 53 и зимой 1983/84 г. - всего 37 особей в Индии и 7 в Иране. Несмотря на принятые меры охраны (район гнездования находится в Куноватском заказнике), будущее обской популяции журавлей трагично: молодых птиц среди зимующих в Индии, в заповеднике Бхаратпур, в последние годы всего 5-7%.

В тундрах Якутии, по данным авиаобследований, обитают около 250 белых журавлей и примерно половина из них гнездятся. На зиму популяция улетает в Восточный Китай, преимущественно в среднюю и нижнюю часть долины Янцзы. В 1980 г. здесь были обнаружены две стаи стерхов общей численностью 150 особей, а в 1983 г. - 230 журавлей. Однако зимой 1983/84 г. в окрестностях оз. Поянху (пров. Цзянси) с самолета зарегистрировали 840 этих птиц, а зимой 1984/85 г. здесь же, по сообщению Дж. Арчибальда, обнаружили 1350 стерхов, среди которых 119 (11,2%) были молодыми! Столь резкие различия между данными учетов в период гнездования в нашей стране и на местах зимовки свидетельствуют не о быстром росте популяции этого вида, а лишь о том, что места обитания стерха в Восточной Сибири, помимо тундр, охватывают заболоченные территории лесотундры и даже тайги. Причем значительное число птиц в популяции гнездятся далеко не каждый год.

В СССР белые журавли, как и другие виды журавлей, охраняются законом. В местах их зимовки часть оз. Поянху объявлена резерватом. Однако даже при численности популяции 1000 особей необходимы меры по ее сохранению и восстановлению. Поэтому в настоящее время проводятся работы по осуществлению многолетней международной программы - Операции "Стерх": разведение птиц в неволе и последующая их интродукция в природу. В 1981 г. в трех питомниках (Окском государственном заповеднике в СССР, Барабу в США и Вальсроде в ФРГ) находились 26 стерхов, из них 14 - в нашей стране. В июне 1981 г. в Барабу вывелся первый птенец белого журавля из яйца, отложенного в неволе, в 1982 г. там же родились еще 3 птенца.