Лунь пегий

Лунь пегий - Circus melanoleucos - по размерам близок к степному: общая длина 41,5-46 см, размах крыльев 105-115 см, длина крыла 34,5-37,5 см. Самки пегого луня, как обычно, крупнее самцов.

Распространен от Забайкалья до Приморья. Вне СССР—Во­сточная Азия: северо-восток Монголии, Северо-Восточный Китай, полуостров Корея, Бирма.

Пегий лунь является перелетной птицей, населяющей культурный ландшафт, луга, болота - предпочтение отдает влажным местам. Окраска пегого луня претерпевает сложные возрастные изменения.

У взрослых самцов пегого луня (двухлетних и старше) голова, спина, средние кроющие крыла, первостепенные маховые черные; большие кроющие крыла, второстепенные маховые и рулевые серые; малые кроющие крыла, большие кроющие плеча, надхвостье белые. Брюшная сторона белая, горло и грудь черные.

У взрослых самок пегого луня перья на спинной стороне темно-бурые со светлыми каемками; малые кроющие крыла и надхвостье белые, на надхвостье продольные рыжеватые отметины; маховые темно-бурые со светлым поперечным рисунком у основания; рулевые серовато-бурые с темно-бурыми поперечными полосами; брюшная сторона беловатая с бурыми продольными отметинами.

Молодые птицы в первом годовом наряде окрашены сходно у обоих полов: спинная сторона у них темно-бурая с ржавчато-охристыми каймами перьев, с рыжеватым теменем и темно-бурыми пестринами на затылке; надхвостье охристо-рыжеватое с бурыми продольными отметинами; маховые черновато-бурые с рыжеватым поперечным рисунком на внутренних опахалах; средние рулевые темно-бурые, остальные рыжевато-бурые с черновато-бурым поперечнополосатым рисунком; брюшная сторона буровато-рыжая.

Радужина у взрослых птиц желтая, у молодых бурая. Клюв и когти пегого луня черные, восковица и лапы желтые.

В начале мая наблюдается брачный полет, в середине мая пегие луни уже имеют гнезда, устраиваемые обычно среди густой травы или кустарников. В кладке 4-5 яиц, белых или бело-зеленоватых, иногда слегка испещренных крапинками. Насиживает яйца главным образом самка. Птенцы пегого луня вылупляются в июне.

Как и другие луни, пегий лунь берет корм с земли: ловит мелких грызунов, иногда насекомоядных зверьков, лягушек, мелких птиц, крупных насекомых.