Козодой большой

Козодой большой - Caprimulgus indicus - обычный гнездящийся вид. Распространен от Витимского плоскогорья до Приморья. В Даурии большой козо­дой заселяет равнинные и горные разреженные леса.
Птицы прилетают весной во второй декаде мая. Поют громко.

Гнездятся в разреженных участках леса или на лес­ных полянах. Гнездо-ямку устраивают в грунте или на лес­ной подстилке. В кладке 2 серых яйца с мраморным рисун­ком. Яйца насиживают самка и самец 17 -19 дней. В воз­расте 25 - 30 дней птенцы начинают летать. Родители кор­мят их жуками, ночными бабочками, другими насекомыми, которых ловят в полете в ночные и сумеречные часы. Моло­дые летающие птицы начинают самостоятельно кормиться во второй половине июля. Разрез клюва козодоя очень ши­рок, что связано с добыванием пищи в полете.

Большие крылья, широкий хвост, малый вес позволяют птице без значительных затрат энергии долгое время на­ходиться в воздухе. Козодой летает быстро, бесшумно, дела­ет резкие повороты, часто зависает в воздухе.

Отлет птиц начинается в конце августа, заканчивается во второй декаде сентября. Пролет проходит незаметно в ночное время.

Уничтожая вредных насекомых, большой козодой прино­сит лесному и сельскому хозяйству огромную пользу.