Ржанка золотистая

Золотистая ржанка

Золотистая ржанка - Pluvialis apricaria - плотно сложенный кулик, размером немного больше дрозда. Длина 26-29 см, масса 170-220 г, размах крыльев 67-76 см. Четвертый палец на ногах отсутствует. Верх тела испещрен черными и желтыми пестринами, каемками, пятнышками, щеки, горло, грудь, брюхо в брачном наряде черные, отграничены от пестрого верха белой полосой, тянущейся ото лба до боков подхвостья. У самок черный цвет на щеках и горле заменен буроватым с пестринами, у южного подвида тоже обычно со светлой рябью. В осеннем пере них тела становится неконтрастным желтовато-серым с размытыми пестринами. Молодые похожи на осенних взрослых. Испод крыльев всегда белый, что хорошо отличает этот вид от бурокрылых ржанок в полете. Голос – мелодичные чистые и печальные свисты, брачный крик в полете – двусложное «тю-лиу».

Как и тулес, осторожная птица. Издалека увидев человека, следит за ним, тревожно и монотонно крича. Голос - жалобный, стонущий, флейтовый крик "тююю...тююю...".

Гнездится золотистая ржанка в тундрах, лесотундрах, на вересковых пустошах, верховых болотах севера Евразии от Исландии и Шотландии до Таймыра включительно, на юг до южных побережий Балтики, Тверской области. Типичный обитатель низменных влажных тундровых участков. В тундрах Азии ее сменяет бурокрылая ржанка Pluvialis fulva, в тундрах Америки – американская бурокрылая ржанкаPluvialis dominica, обе несколько меньше  золотистой, более длинноноги, отличаются деталями окраски. Раньше бурокрылых ржанок считали одним видом. В местах совместного пребывания с сибирской бурокрылой ржанкой – на Ямале, Гыдане, Таймыре – золотистая предпочитает гнездится в более увлажненных местах. В отличие от остальных видоа рода, золотистая ржанка зимует недалеко – в Западной Европе, Средиземноморье, на южном Каспии. Прилетают с зимовок в мае-июне, обратные кочевки начинаются уже с середины июля, часть молодых птиц проводит в кочевках все лето.

Золотистые ржанки моногамны, территориальны, не образуют настоящих колоний. Гнезда может устраивать  недалеко одно от другого.  Гнезда располагают на ровных и кочковатых участках, лишенных густой растительности. От наличия водоемов практически не зависят. Гнездо на относительно сухом месте - кочке, бревне плавника. Это неглубокая ямка, слегка устланная мхом или сухой травой. Кладка - 4, очень редко 5 желтовато-коричневых яиц с красноватым или зеленоватым (на свежих яйцах) оттенком и густым темно-бурым или шоколадным крапом, сливающимся в пятна. Самец и самка насиживают кладку по очереди, число и окраска яиц, сроки инкубации, подъема на крыло, половозрелости стандартны для ржанковых.

Золотая ржанка необычайно заботлива к птенцам, строго оберегает гнездо и свой гнездовой участок. Через 10-14 дней после вылупления птенцы могут взлетать. В середине августа семьи соединяются в стайки и начинают кочевать к югу. Питается в основном насекомыми и их личинками, при случае поедает ягоды.

золотистые ржанки доживают до 12 лет. В тундрах вид обычен, южнее – редок, спорадичен. В России южный подвид внесен в Красную книгу.

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001 и Птицы Средней Сибири.