Ржанка азиатская бурокрылая

Бурокрылая азиатская ржанка

Азиатская бурокрылая ржанка - Pluvialis fulva Gmelin немного темнее и мельче золотистой ржанки и тулеса, с дрозда. Окраской очень похожа на золотистую ржанку, по общему впечатлению - более мелкая, стройная, темная и длинноногая. У сидящей птицы белая полоса на боку узкая и почти всегда с черными "помарками", но бывают особи, определение которых затруднительно из-за широкой белой полосы. Если это птица из гнездящейся пары или стаи, надо смотреть другую особь. Главный определительный признак - серовато-бурый цвет нижней поверхности крыла. Продольная полоска на верхней стороне крыла почти не выражена. От тулеса отличается мелкими размерами, золотистыми пестринами сверху, подмышечные перья не черные, хвост и надхвостье не светлее спины. Ноги трехпалые, серые или желтовато-серые. Окраска "лица" и "передника" и у самцов, и у самок очень изменчива - от сплошного бархатно-черного цвета до неравномерно-бурого, чаще всего - грязно-черная с большим или меньшим количеством белых и серых пестрин. В паре самец темнее и контрастнее самки, но, возможно, не всегда.
Брачная окраска сохраняется до середины - второй половины июля, затем начинается послебрачная линька и черные перья передника постепенно сменяются на желтые с темными пестринами. Так что многие птицы к отлету частично или полностью одеты в зимний наряд.
Молодые окраской очень похожи на взрослых в зимнем пере, но "лицо" и передняя часть туловища более желтые или охристые, с более четкими пестринами на груди, на боках и брюхе есть поперечный чешуйчатый рисунок, какого нет у взрослых. Надежный признак, позволяющий отличать молодых бурокрылых от молодых золотистых ржанок - серо-бурый испод крыла, при контактном определении - еще и различия в величине (размеры крыла почти не перекрываются). В полете (если удается рассмотреть) ноги у бурокрылой ржанки выступают за обрез хвоста. Вес 100-160 г, длина 22-26, крыло 15,2-17,8, размах 60-67 см.

Поведение, как у золотистой ржанки.
Крик похож на крик золотистой ржанки, но более двусложный: "тюр-лии, тюр-лии", реже "тюии".  Свистовые звуки - выше тоном, чем у тулеса и золотистой ржанки, но такого же характера. Токование тоже происходит в воздухе и по той же схеме. Первая часть песни состоит из отдельных свистов, которые звучат как неторопливые красивые трехсложные звуки "тИиулИ" с двумя ударениями. Этот свист может быть всего один, а может быть повторен много раз. Вторая часть песни - очень "нервная" и торопливая скороговорка, которую можно изобразить как фразу "врИтю-врИтю-вритврИу", повторенную несколько раз подряд. Довольно часто эти трели самец исполняет без первой, неторопливой части - как в воздухе, так и на земле, и в таком случае песня может звучать несколько иначе: "прИть-виу-вИть-виу-приувИть". При беспокойстве самцы и самки издают свисты, как тулес и золотистая ржанка, но выше тоном, звучат они как высокое односложное "тии", а также (в отличие от золотистой) двусложное "тилии", "тивлии", или "тльии". Подобные же звуки можно слышать от пролетающих птиц - как одиночных, так и стайных. Характерный обитатель типичных тундр: кочкарных, дриадово-моховых, мохово-лишайниковых, которые широко распространены на многочисленных возвышенностях.

Бурокрылая азиатская ржанка обитает в тундрах Сибири и Аляски. В Западной Сибири - от севера кустарниковых до юга арктических тундр включительно, наиболее обычны в типичных тундрах, но всюду немногочисленны или даже редки. В европейские тундры известны залеты. На пролете иногда встречается в более южных широтах Западной Сибири, более часто на крайнем востоке, очень редко - к западу от Урала.

На места гнездования прилетает с основной массой других куликов или несколько позднее. Населяет преимущественно междуречные тундры разного увлажнения, те же, что и золотистая ржанка, но в целом более сухолюбива, и этим похожа на тулеса. Пара от пары обычно гнездится на удалении несколько километров, но бывают и своеобразные поселения, где соседние гнезда расположены в 100-500 м одно от другого.

Гнездо открытое, небольших размеров, но иногда в такой бугристой тундре, что кругового обзора у насиживающей птицы нет. Гнездо тщательно выстланое сухой травой и листочками ерника. Заметить их очень трудно. Подстилка из лишайников и другого материала, и бывает весьма обильной, до 30-40 мм толщины. В кладке 4, реже 3 пестрых яйца с желтоватым фоном и темным, сливающимся крапом.. У них красивый голубоватый или зеленоватый, либо слегка палевый или охристый фон, пятна очень густые, темно-бурые или черные, крупных или средних размеров. Размеры яиц 41-53 х 30-36 мм. Насиживают самец и самка, сменяя друг друга, 24-28 дней. При появлении хищника покидают гнездо заранее, не затаиваются. Но все же менее сторожки, чем тулес и золотистая ржанка, некоторые птицы бегают с беспокойными криками почти у самых ног человека и садятся насиживать всего в нескольких шагах. Воздушных хищников не преследуют. От гнезда отводят редко: отлетают стелющимся полетом, отбегают в сгорбленной позе или замирают, распластавшись с раскрытыми крыльями. Выводки держатся в гнездовых местообитаниях со взрослыми птицами.
Отлетают в конце августа - середине сентября. Преимущественное направление осенней миграции - восток и юго-восток, поэтому в Европе на пролете бурокрылые ржанки встречаются редко. На юге Западной Сибири, в основном на юго-востоке, осенью можно видеть стайки на полях, пастбищах и берегах степных озер. Места зимовки - тропические побережья Азии, Австралии и Океании, в том числе мелкие затерянные в океане острова. Характер миграции - длительные беспосадочные перелеты.

Бурокрылая азиатская ржанка активно отводит от гнезда человека, с яростью преследует длиннохвостых поморников. Молодые начинают появляться со второй декады июля, а к концу второй декады августа птенцы уже равны по размерам взрослым. Сразу же начинается отлет.

Питаются главным образом насекомыми и их личинками. Весной и осенью поедают также ягоды брусники и вороники.

По материалам сайта: Птицы Средней Сибири и ecoinf.uran.ru.

Оперение вне сезона размножения