Плавунчик круглоносый

Круглоносый плавунчик

Круглоносый плавунчик - Phalaropus lobatus. небольшой, до 100 г куличок с относительно короткими ногами, цевки которых уплощены, а пальцы, включая задний, снабжены кожистыми плавательными лопастями. Длина тела 16-20 см.

Плавунчики питаются разнообразными планктонными организмами, плавая по поверхности водоемов и выхватывая или выцеживая их тонкими или уплощенными сверху вниз клювом. Часто они плавают кругами или вертятся вокруг собственной оси, создавая волнами области повышенного скопления мелкого корма. Иногда плавунчики опрокидываются "поплавком", как речные утки. изредка кормятся на суше. Зимний наряд скромен - светло-серый с темными полями, брачный же ярок, включает каштаново-рыжие, сизые, черные. белые, желтые цвета. Самки крупнее и окрашены заметно ярче самцов в связи с инверсией половой роли. Плавунчики - полиандрические виды, самки более активны в брачных играх. Гнёзда плавунчики вьют на земле, в кладке 3-4 яйца: насиживает самец около 20 дней. Построив гнездо с одним самцом и отложив яйца, повторяют цикл размножения с другим самцом.

Насиживают кладку и водят выводок только самцы, лишь у плосконосого плавунчика к опеке выводка иногда присоединяется самка. Распространены плавунчики кругополярно, в том числе и в тундре и лесотундре. Гнездятся по берегам мелких пресных водоемов по всей Арктике (в обоих полушариях), зимуют большими стаями в морских акваториях тропиков и южного полушария, обычно далеко от берега.