Поганка черношейная

Черношейная поганка

Черношейная поганка - Podiceps nigricollis Brehm C.L. Мелкая поганка (масса 300-400 г, длина крыла 118-145 мм). Похожа на красношейную поганку, но шея черная. Весной весь верх тела черный, бока рыжие, брюхо белое; за глазами - пучки тонких, золотистых перьев. Клюв темно-серый, ноги черноватые, глаза красные. Зимой, а также у молодых птиц, пучков перьев на голове нет; Верх тела, верх головы и задняя часть шеи серовато-бурые, низ тела, бока, горло и шея спереди белые. Самец и самка окрашены одинаково. Надклювье слегка вогнуто, конец подклювья у черношейной поганки как бы срезан снизу вверх, поэтому клюв кажется вздернутым. Молчалива и осторожна. Весенний крик - громкий свист (вроде "пи-пи"), переходящий в трель ("пите-пите-пите"). Могут издавать негромкое ворчание: "тр-р-р". Потревоженные у гнезда птицы свистят. Гнездятся группами, держатся, обычно, стайками. Мигрируют, как и все поганки, ночью, поэтому наблюдений за пролетом почти нет. Поганки внезапно появляются на местах гнездования и незаметно исчезают осенью.

Черношейная поганка – житель водоемов степи, лесостепи и юга лесной зоны. Гнездится на разнообразных пресных и солоноватых озерах, у медленно текущих речек, по заводям и протокам. Меньше других поганок связана с зарослями надводной растительности. Могут селиться в колониях чаек или крачек. Гнездо обычное для всех поганок – мокрое, из отмершей водной растительности, часто плавучее. Нередко оно располагается на сплавине. Кладка обычно состоит из 3-4 яиц. Только что снесенные яйца - матово-белые, но скоро они становятся зеленоватыми и даже коричнево-бурыми, почти черными, так как скорлупа пачкается мокрым материалом гнезда. Насиживают обе птицы. При приближении человека птица укрывает яйца гнездовым материалом и отплывает в сторону, прячась в зарослях. У пуховиков на лбу есть «бляшки» из голой кожи, помогающие им поддерживать нужную температуру тела; при перегреве птенца «бляшка» становится красной, при охлаждении – бледной. Вылупившись и обсохнув, птенцы забираются на спину родителям, сидящим в гнезде. Самостоятельными птенцы становятся примерно в трехнедельном возрасте.

Основу питания составляют водные насекомые и их личинки, ракообразные, моллюски, реже головастики, растения, мальки рыб. Птенцов кормят в основном личинками водных насекомых.

По материалам сайта: Птицы Средней Сибири