Неясыть бородатая

Бородатая неясыть

Бородатая неясыть - Strix nebulosa - является самой большой совой: общая длина тела ее достигает 80 см, а размах крыльев - 1,5 метра. Основная окраска этой совы темно-серая с большим количеством темных полосок. У нее круглая голова, но без перьевых "ушек". Хвост длинный, клиновидной формы. Лицевой диск большой серого цвета с двумя отчетливыми концентрическими кругами, в центре белый х-образный узор щетинистых перьев. Перья на лицевом диске расположены таким образом, чтобы передавать прямые звуки в направлении ушных отверстий, спрятанных под перьями. Глаза кажутся маленькими, их цвет - желтый, что является исключительным для неясытей.

Отличительной особенностью в окраске бородатой неясыти является черное пятно на подбородке, расположенное непосредственно под белыми перьями, напоминающими усы. Отсюда ее второе название - бородатая неясыть. На шее спереди отчетливо виден белый воротник. Неясыть имеет способность поворачивать голову на 270 градусов.

Бородатая неясыть распространена в районе тайги в Северной Америке и Евразии, в России встречается на территории от Кольского полуострова до Чукотки и севера Сахалина. На территории Северной Америки встречается на Аляске, в Канаде, на высокогорье Скалистых гор (США), на севере штатов Висконсин и Миннесота. Селится в тундрах, в широколиственных и смешанных лесах, на высокогорьях, в высокоствольных лесах по окраинам гарей и болот, на которых охотится.
Гнездится неясыть в старых гнездах хищных птиц, реже - в дуплах или на земле между корнями деревьев. Территориален. Агрессивен вблизи гнезда.
В размножение вступает в конце зимы, когда гнездующаяся пара устремляется на поиски брошенного гнезда вороны или сокола. В отличие от других неясытей, этот вид обычно приводит старое гнездо в порядок. Ритуал ухаживания протекает следующим образом: самец приближается к самке с добычей в клюве, обе птицы проходят друг мимо друга с закрытыми глазами. Самец выбирает места, пригодные для гнездовья, и призывает на это место самку. Самка придирчиво осматривает несколько мест, прежде чем решится сделать выбор. Гнездо находится в лесу, но неподалеку от поляны (на расстоянии не менее 1,3 км).

Самка бородатой неясыти сидит на яйцах весь срок, в то время как самец кормит ее. Молодые остаются в гнезде еще несколько месяцев, и самка продолжает заботиться о них. Неясыти делают только одну кладку в год, однако в случае утери первой кладки могут отложить яйца еще раз. Яйца появляются в гнезде в марте-апреле (в некоторых районах до июня, что зависит от температуры воздуха). В некоторые особо снежные года размножение может быть задержано. Самка откладывает 2-6 яиц, которые насиживает на протяжении 28-30 дней. Совята рождаются белыми с открытыми глазами, лицевой диск темный. Их кормят оба родителя, разрывая добычу на мелкие куски и давая их птенцам. Вскоре молодые теряют белый пух и у них отрастают перья, после чего они пытаются совершить первый полет. Они выходят из гнезда на 30 день после появления на свет, как только начинают хорошо лазить, и могут летать еще через 2 недели.

Неясыти гнездятся на старом месте несколько лет в случае достаточного корма, в противном случае перемещаются в другое место. Охотничьи территории нескольких неясытей могут перекрывать друг друга. Как правило, для пары гнездящихся птиц достаточно территории 58 га.

Видовой клич низкий «гу-гу» (самец), протяжный «гууу» (самки). Брачный призыв - серия звуков в убыстряющемся темпе.
Бородатая неясыть питается мелкими мышевидными грызунами (80-90% рациона), а также землеройками, птицами, жуками и лягушками. Охотится неясыть рано утром или вечером - особенно зимой, но может выходить на охоту днем или ночью. Охотится из засады, обычно устраивает засидку на дереве, откуда может наблюдать за поляной или другим открытым местом, часто караулит возле дороги. Прекрасное зрение и слух позволяет ей охотиться, как днем, так и ночью. С помощью чуткого слуха неясыть с точностью устанавливает местонахождение дичи, даже если она находится на глубине 30 см под снегом или под землей. Установив место, сова слетает с ветки и садится в снег, хватая когтями грызуна. Свежие отметины от крыльев являются чуть ли не единственным свидетельством пребывании неясыти в регионе. Иногда неясыть охотится, летая по лесу на расстоянии метра от земли.

Бородатая неясыть является важным звеном в пищевой цепочке, поскольку регулирует численность грызунов. Летает на короткие расстояния и редко планирует. Летает близко к земле, обычно на расстоянии 6 м от поверхности, за исключением тех случаев, когда направляется к гнезду. Плохо переносит жару. При высокой температуре укрывается в тени кроны, распускает крылья и приподнимается на лапах, чтобы проветрить оперение.
Численность достаточная, и хотя она может колебаться в зависимости от пищевых ресурсов, наблюдается стабильность популяций на протяжении большого периода времени.

В России наиболее обычен на Урале, в некоторых районах Сибири. Относится к охраняемым видам, внесен в Приложение II Конвенции CITES. Охраняется местным и государственным законодательством стран, на территории которых обитает. Эта неясыть является эмблемой канадской провинции Манитоба.

В условиях содержания бородатая неясыть способна дожить до 40 лет. В природе причиной гибели является недостаточность корма. Естественный преследователь молодых неясытей - филин, ворон и наземные хищники.

Эту птицу считают бесстрашной, но ее храбрость, вероятно, обусловлена недостатком контактов с человеком.

Известны два подвида:
Strix nebulosa nebulosa - Северная Америка;
Strix nebulosa lapponica - Северная Евразия. Этот подвид светлее, у него меньше серых перьев, чем у Strix nebulosa nebulosa.

По материалам сайтов http://www.owlpages.com, http://animaldiversity.ummz.umich.edu и http://www.owls.org.