Могильник, орел-могильник

Могильник

Могильник - Aquila heliaca Savigny населяет южные окраины смешанных лесов, лесостепь и степную зону европейской части России и юга Сибири. Гнезда устраивает обычно на деревьях, однако отмечено гнездование на небольших скалах и земле. Довольно часто у могильников бывает по 2-3 гнезда, которые птицы занимают в разные годы. В кладке 2-3 яйца. Основной корм - длиннохвостые суслики, водяная крыса, полевки, мелкие воробьиные птицы, падаль. Могут ловить молодых зайцев, хомяков, молодых куриных птиц.

Орел-могильник образует два хорошо различимых подвида: номинативный, или обыкновенный (A. h. heliaca), имеет обширный ареал от Балканского п-ва до Восточного Китая, а испанский (A.h. adalberti) населяет только юго-западную часть Пиренеев: в прошлом он гнездился на северо-западе Африки севернее гор Атлас. Около 100 пар еще гнездятся в Югославии, Греции, Венгрии, Чехословакии, Румынии и Болгарии, но численность вида неуклонно сокращается. На юге европейской части СССР отдельные пары могильников гнездятся спорадично, а в азиатской части ареала местами это еще довольно обычная птица. Могильник внесен в Красную книгу СССР.

Испанский могильник отличается от нашего подвида более темной окраской и белыми перьями не только на плечах, но и на сгибе крыла. Гнезда этот орел строит на старых деревьях и использует их в течение ряда лет. В кладке обычно 2-3 яйца, хотя в 1971 г. в одном гнезде обнаружили 4 пуховых птенцов. Однако общая плодовитость у испанского могильника чаще не более 1 птенца на пару. Для повышения продуктивности и с целью предотвратить каннибализм, столь распространенный среди разновозрастных птенцов у многих хищных птиц, проводились опыты по перекладке последнего яйца и самых маленьких птенцов в гнезда с более поздними кладками. В 1972 г. у 9 пар могильников удалось таким образом снизить смертность молодых на треть. Однако основная причина низкой численности и сокращения популяции испанского могильника не в гибели молодых в гнездовой период, а в уменьшении площади пригодных местообитаний из-за вырубки лесов, посадок эвкалипта и сосны - пород, вытесняющих местные леса, увеличение фактора беспокойства. Много орлов гибнет также от ядохимикатов, из-за поражения током на высоковольтных линиях, от браконьеров.

В прошлом испанский могильник гнездился, по-видимому, во многих районах Пиренеев. Теперь же он сохранился Преимущественно в Испании, западнее р. Гвадалквивир, несколько пар могильников обнаружено в 70-х годах в Толедских горах и на западе страны - в ландшафтной области Экстремадура. На северо-западе Алжира испанский могильник вымер уже давно; полагали также, что он исчез и в Марокко, но весной 1977 г. пару птиц наблюдали в предгорьях Атласа. Хотя испанские могильники - оседлые птицы, но расселяющиеся молодые через Гибралтар могут перелетать в Африку.

В настоящее время численность популяции испанского могильника стабилизировалась, насчитывается около 50 пар птиц, из них 1-3 гнездятся на территории национального парка Кото-Даньяна и 5 - в созданном в 1979 г. в Экстремадура природном парке Мон-фрагю. Формально в Испании добыча этого вида запрещена, но пока еще сказывается традиционное отношение крестьян к этому орлу как "вредному" хищнику.

Самка (возраст 7-8 лет)