Морянка, или авлик, или алык, или авлейка

Морянка - Clangula hyemalis. Некрупная утка пестрой бело-черноватой окраски. Вес 600-900 г. У самцов очень длинный шиловидный хвост, который плавающая птица держит высоко над водой. Полет быстрый, стая летит кучно и низко над водой. Прекрасно ныряет. С воды поднимается неохотно и тяжело. Часто держится небольшими стаями. Насиживающая самка подпускает человека вплотную. Стаи морянок отличаются "говорливостью" от стай других уток. Крик звучит как громкое и хрипловатое "а-ауэ". Поэтому народное название - "аулейка". Селезни очень привязаны к уткам и обычно долго не улетают от убитой спутницы. Утки, в свою очередь, очень привязаны к гнезду и птенцам.

Многочисленный и характерный вид уток среднесибирской тундры, особенно подзоны типичных тундр. Для вида характерны спонтанная неравномерность размещения внутри ареала и резкие годовые колебания численности. Северная граница гнездования огибает наиболее возвышенные части гор Бырранга (относящиеся уже к зоне арктических пустынь), арктическое побережье и северную оконечность полуострова Таймыр. В типичных тундрах морянка многочисленна и гнездится буквально на каждом подходящем водоеме.

Основные зимовки морянок - в Северной Атлантике и по морским побережьям Дальнего Востока. Где зимуют таймырские птицы - неизвестно, но есть основания предполагать, что птицы даже с Восточного Таймыра летят на запад.

Гнездятся морянки иногда у самой воды, часто на небольших островах (особенно если на них есть колонии чаек или крачек), иногда в нескольких сотнях метров от берега. Гнезда устраивают среди кустиков полярных ив и карликовых березок, а иногда и совсем открыто. Гнездо в небольшой ямке с выстилкой из сухих растений, к концу кладки лоток обильно выстилается темно-серым пухом. Кладка - 5-8 бледно-зеленоватых или буроватых яиц. К кладке приступают сразу же после прилета. Уходя на кормежку и покидая гнездо на 8-10 часов, утка прикрывает яйца пухом. Самцы не принимают никакого участия в насиживании и не проявляют заботы о выводке, хотя первое время держатся недалеко от гнезд.

Морянка - животноядная утка. Питается личинками насекомых, рачками, моллюсками, мелкой рыбешкой.