Козодой обыкновенный

Обыкновенный козодой

Обыкновенный козодой, или полуночник (устар.) — Caprimulgus europaeus - относительно небольшая птичка: длина его тела достигает 26 сантиметров, размах острых и длинных крыльев около 55 сантиметров, длина хвоста до 12 сантиметров. Прижавшись к коре, словно слившись с поверхностью ствола, совершенно неподвижно сидит она, и крапчатая с пестрянками окраска ее удивительно подходит под цвет коры.

Козодой кажется крупнее благодаря пышному мягкому перу, длине крыльев и относительно длинному хвосту. Спина буровато-охристо-серого тона, который густо покрыт мелкими, более темными и частью более светлыми пятнами и полосками. Кроме того, оперение разрисовано узкими наствольными темными черточками; некоторые из них имеют по наружным краям ржавые полоски.

Брачная песня самца — монотонное жужжащее стрекотание, похожее на треск электрического движка: ”ерррруррррррреррррр...”. При окончании этой трели самец часто издает характерное “фюрр-фюрр-фюрр-фюрррюю...”. Часто слышится также призывный крик: “уик-уик-уик-уик...”, крайне напоминающий голос совы. Так же кричит и самка козодоя. Иногда в полете самец громко хлопает крыльями.

Обитает в смешанных и лиственных лесах и в кустарниках. Питается насекомыми.

Любимые места гнездования козодоя — светлые, разреженные сосновые боры, смешанные леса и лиственное мелколесье. Предпочитает держаться вблизи вырубок, лесных полян и по окраинам леса.

Козодой гнездится на земле. Специального гнезда не делает. Яйца откладывает непосредственно на почву, чаще на хвою, прошлогоднюю листву, труху сгнившего дерева. На месте, где лежат яйца, по мере насиживания образуется небольшое углубление.

Кладка из 2 яиц. Яйца имеют эллипсообразную форму с одинаково овальными конусами. Скорлупа гладкая и блестящая. Основной фон фарфорово-белый или серовато-белый. По фону разбросаны пятна: глубокие светло-серые с размытыми краями и поверхностные, резко очерченные серые с буроватым оттенком. Размеры яиц: (28-36) х (20-24) мм.

Прилетает козодой в конце апреля — начале мая. Около середины мая появляются первые кладки, а в начале июня — первые птенцы. Первые летные птенцы встречаются в конце июня. Вполне самостоятельными молодые птицы становятся в конце июля. Отлет проходит с августа до начала октября.

Козодой распространен на восток до Забайкалья. В последние годы найдены места гнездования в ивняках по берегам горных рек близ Тынды и в “пепловых пустынях” Камчатки.

Места зимовок — Южная и юго-восточная Африка.

Песня