Крачка речная

Речная крачка

Речная крачка - Sterna hirundo Linnaeus - среднего размера крачка. Общая окраска спинной стороны сизо-серая, брюшной - сероватая. На голове черная шапочка. Крылья очень длинные и узкие, хвост вильчатый, глубоко вырезанный. От полярной крачки отличается более коротким хвостом (у сидящей речной крачки хвост не выдается за сложенные концы крыльев). Голос разнообразный, преобладают скрипучие тона. Характерен громкий крик "киррр" или "киаррр", который можно слышать как в колонии, так и вне ее. По-видимому, это крик тревоги или беспокойства. Во время тревоги в колонии часто слышны короткие крики "кик". В период брачных демонстраций, а также во время агрессивных столкновений можно слышать "рекламный" крик, который в разных вариациях звучит как "киир", "кии-ири", "кри-ир", а нередко и более продолжительно: "ки-ки-ир, ки-киир". С этим же криком крачка возвращается в колонию; его можно слышать также от самца во время ритуальной кормежки(самка при этом тонко пищит "ки-ки-ки-ки").
Населяет южную и среднюю части края, к северу на Енисее до полярного круга (Ангутиха, крайняя северная тайга). Гнездится колониями на песчаных или галечных косах и островах озер и крупных рек, иногда в плавнях и на болотах. Область зимовки палеарктических крачек включает все побережье Африки, Красное море. В сезон гнездования заселяет долины и дельты рек, разнообразные пресные, солоноватоводные и соленые озера, торфяные карьеры, рыборазводные пруды, лиманы, морские заливы и побережья. Обитает как на равнинных, так и на горных водоемах. Населяет природные зоны от северной тайги до пустыни. В ряде мест проникает в лесотундровую зону и даже в зону тундры, но гнездится здесь лишь по долинам рек.
Приступают к размножению обычно в возрасте 3-4 лет, реже годом раньше. В нестабильных местообитаниях (зарастающие островки, размываемые косы и т.п.) часто меняют места гнездования, однако в более стабильных условиях поселения могут существовать десятилетиями. Основным кормом во все сезоны служит мелкая рыба, в меньших количествах крачки добывают водных беспозвоночных (креветок, гаммарид, водных насекомых), наземных насекомых, изредка - земноводных и ящериц. Соотношение кормов зависит от конкретного места обитания крачек. Места кормежки - открытые плесы водоемов, мелководья; кроме того, крачки могут ловить насекомых на лету, как ласточки. Изредка можно наблюдать поисковый полет крачек в степи неподалеку от водоема. За рыбой птицы ныряют с разлета, зависнув перед этим в воздухе; могут подхватывать добычу с поверхности воды. В гнездовой период дальность разлета за кормом обычно не превышает 10 км, однако в ряде мест характерны дальние полеты на 20-26 км и более. Нередко крачки отнимают добычу у особей своего вида.