Кулик-воробей

Кулик-воробей - Calidris minuta - средней величины кулик (длина от 14 до 16 см), немного меньше белохвостого песочника. Молодых птиц можно легко отличить по большому V-образному белому пятну на спине, у коричневатых взрослых птиц в летнем оперении брюшко белое, зимой белая еще и грудь. Ноги и клюв черные.

Кулик-воробей гнездится в тундре, к югу вплоть до самой лесотундры. Кулика-воробья нет или он очень редок там, где часто встречается белохвостый песочник. Летующие и не выводящие птенцов птицы часто залетают и в зоны умеренного климата и даже в тропики. Зимует кулик-воробей в тропической Африке и Азии.

До начала июля самцы демонстрируют токовые полеты с пением, в воздухе они держат крылья несколько выше обычного или исполняют свою стрекочущую песню с ветки дерева.

К гнездованию приступают в возрасте до 1 года, но, возможно, не все птицы. Обычно гнездо кулика-воробья расположено на сухом возвышенном месте недалеко от воды. Иногда оно выстлано несколькими листочками, но чаще это просто ямка в земле. В кладке 4 яйца, время выведения птенцов приходится на конец июня и июль. Большинство птенцов вылупляется во второй половине июля. На прежние места гнездования кулик-воробейпрактически никогда не возвращаются.

Кулики-воробьи совершают перелеты по ночам, осенью над Балтийским и Северным морями пролетают их большие стаи, часто к ним присоединяются другие песочники. Весной над Балтийским морем летит немного куликов-воробьев, поэтому принято считать, что птицы возвращаются назад "в облет": осенью они летят вдоль западноевропейского побережья до Западной Африки, затем на восток и через Каспийское море снова на север. В Центральной Европе кулика-воробья можно видеть регулярно во время его перелетов с августа по октябрь.

Кулик-воробей ищет пищу как днем, так и ночью на мелководье и у илистых берегов. Питаются кулики-воробьи главным образом насекомыми, реже моллюсками и мелкими ракообразными. В пище их преобладают личинки водных насекомых, главным образом личинки толкунцов (мотыли).