Клоктун, или чирок-клоктун

Клоктун

Клоктун - Anas formosa Georgi. Крупный красивый чирок, внешне напоминающий свистунка, но заметно крупнее и плотнее (масса 500-600 г). У селезня голова пестрая, с яркими зелеными и охристыми пятнами, белыми и черными полосами; спина темно-серая, бока голубовато-серые; зоб и верх груди розовато-винные с клиновидными черными пестринами; брюхо белое. У самки спина темно-бурая, зоб, бока и верх груди охристые, остальной низ буланый. Голос самца - громкое, глухое двусложное «кло-кло», резко отличное от голосов других уток. Местное название - «маклак» - также хорошо напоминает крик клоктуна. Голос самки - резкое, дребезжащее кряканье, похожее на кряканье свистунка, но более частое. Полет быстрый. Доверчивая птица.

Населяет таежные и лесотундровые озера и реки. Гнездится клоктун обычно на границе леса с болотом или тундровым участком. На р. Верхний Вилюй (Эвенкия) придерживается долин "травяных" таежных речек и заболоченных закочкаренных лугов.

Гнездо, хорошо укрытое сверху и с боков, устраивает на земле, чаще у ствола дерева или куста. Птица роет ямку в земле и выстилает ее сухой травой, сухой хвоей лиственницы, ягелем и собственным пухом. Кладка — 6-9 белых яиц с желтоватым или зеленовато-серым оттенком.

Осенью и зимой клоктун часто подбирает зерно (просо, рис, сою) на полях и лесовозных дорогах. Летом питается семенами диких растений (осоки и др.) и мелкими водными беспозвоночными.