Колпица обыкновенная

Обыкновенная колпица

Обыкновенная колпица - Platalea leucorodia - редкий вид с неуклонно сокращающейся численностью. Достигает 95 см длины, массы почти 2 кг и 115-135 см в размахе крыльев. Окраска белая, в брачный период развиваются желтоватые хохол и ошейник в нижней части шеи. Клюв слегка ребристый, черный с желтой вершиной, уздечка черная, горловой мешок и радужина желтые. У молодых птиц кончики рулевых черные, клюв серо-розовый.

Основная часть ареала лежит в аридном поясе Евразии от Средиземного и Черного до Желтого и Японского морей. Другой участок ареала охватывает Индию. Отдельные колонии существуют в Западной Европе, Западной и Северо-Восточной Африке.

Северные популяции колпиц перелетны, южные - оседлы. В России гнездится в Предкавказье, Прикаспии, на юге Тувы, Забайкалья, Приморья, общая численность оценивается в 2000-3000 гнездящихся пар. Раньше вид был распространен в нашей стране шире, имел более высокую численность, однако климатические колебания, прямое преследование, антропогенная трансформация территорий привели к падению числености. Сейчас вид занесен в Красную книгу.

Кормятся птицы, поводя из стороны в сторону опущенным в воду клювом, иногда погружают и всю голову. В рационе иногда встречаются и крупные объекты, и растительная пиша. Колпицы активны в любое время суток, чаще кормятся в сумерки и ночью, днем отдыхают. Прилетают с зимовок в марте, приступают к гнездованию в апреле-мае.

Колпицы гнездятся колониями, часто смешанными, одиночное гнездование зафиксировано лишь в виде исключения. Гнезда на деревьях, кустах, заломах тростника. В кладке обычно 3-4 довольно крупных (69 х 45 мм) яйца, белых с редкими красновато-бурыми пятнами. Птенцы покрыты белым пухом. Инкубация длится 25 дней, выкармливание - до 50 дней. Уже через 4 недели после вылупления птенцы покидают гнездо и сидят неподалеку.

Колпицы половозрелы с 3-4-х лет, рекорд продолжительности жизни в природе по данным кольцевания - больше 28 лет.

По материалам Е.А. Коблик. Разнообразие птиц. Ч.1, Москва, Издательство МГУ, 2001 г.