Зуек малый

Малый зуек

Малый зуек - Charadrius dubius Scopoli - – некрупный кулик, чуть больше воробья. Очень похож на галстучника, но меньше. Длина 14-15 см, масса 30-50 г, размах крыльев 45 см. Есть черная маска с белой окантовкой сверху, белое пятно на любу, белый ошейник и черная перевязь. Все надклювье черное, наиболее заметный признак малого зуйка – лимонно-желтое пятно вокруг темного глаза. К осени черные партии светлеют. От близких видов отличается также отсутствием белой полосы по крылу. Крайние перья хвоста с контрастными черно-белыми пятнами, играющими роль в брачных и отвлекающих демонстрациях. В полете белой полосы на крыле не видно. Вспугнутый, прижимается к земле и бегает, как бы приседая. Клюв темный, ноги желтоватые. Голос – журчащие, жужжащие звуки, печальный свист «тью». Гнездовой ареал охватывает практически всю Евразию от севера тайги до Цейлона, Филиппин и Новой Гвинеи. Популяции умеренных широт зимуют в тропиках восточного полушария.
Малый зуек – обычный обитатель песчаных и галечных отмелей, может гнездиться и на пустошах далеко от воды, охотно заселяет карьеры. Территориален, лишь в редких случаях образует разреженные колонии (обычно по краям колонии чаек или крачек). Прилетает малый зуек в конце апреля, самец токует, летая кругами над участком и издавая трели. На земле партнеры, жужжа преследуют друг друга. Гнездо малого зуйка – ямка без выстилки среди гальки или песка. с 4 яйцамиГнездо - небольшая ямка  Кладка - 4 яйца, напоминающие пестрые камешки даже при ближайшем рассмотрении. Они слегка грушевидной формы, желтовато или зеленовато-песчаного цвета с мелкими темными пятнами. Родители заботятся о гнезде и птенцах, хотя и не насиживают непрерывно, особенно на юге края. Инкубация длится 22-26 дней, насиживают оба партнера. Птенцы поднимаются на крыло в 3 – 3,5 недели. Самец держится с выводком дольше самки. Отлет небольшими стайками в августе – сентябре.

Основа питания - животные корма: жуки (в основном жужелицы), личинки хирономид и других насекомых, черви.

Малый зуек доживает до 11 лет.

По материалам
Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001
сайта: Птицы Средней Сибири.