Журавль даурский

Даурский журавль

Даурский журавль - Grus vipio - гнездится в Амурской области, в Приморском крае и Читинской области. Обитатель заболоченных лугов и степной зоны, предпочитает открытые ландшафты - осоковые болота, примыкающие к сельскохозяйственным полям.  Начинает размножаться с 3 лет. Выражен гнездовой консерватизм. Надстраивает старые гнезда, если они сохранились с прошлого года. В кладках 2 яйца. При потере яиц возможна повторная кладка. Продолжительность насиживания 30 дней. В период выращивания птенцов пара находится на гнездовом участке до подъема птенцов на крыло. Агрессивность среди птенцов выражена слабо. Зимуют в центральной части Китая, и в Японии. На зимовках кормится на рисовых полях, отмелях и болотах. Питается в основном растительной пищей, в период выкармливания птенцов переходит на животный корм (насекомые, мелкая рыба, моллюски).
В последние годы даурские журавли собираются на зиму в Японии, на равнине в окрестностях г. Идзуми в южной части о. Кюсю.  - около 1000 даурских журавлей, хотя в начале 70-х годов их здесь было в 3 раза меньше. Другие места зимовки этих птиц расположены в Корее и на юго-востоке Китая. Судя по учетам даурских журавлей в местах зимовки, общая их численность за последнее десятилетие возросла и в настоящее время достигает 3000 особей. Однако из них на территории бывшего СССР живут едва ли более 100-150 птиц, а размножаются всего 20-30 пар.

Гнездятся даурские журавли на открытых заболоченных лугах, перемежающихся участками лиственных лесов по долинам рек и озерным понижениям степной и лесостепной зон юга Забайкалья и в отдельных местах от северо-восточных районов Монголии и Среднего Приамурья до Приханкайской равнины. Несколько пар гнездятся в Хинганском заповеднике и его Архаринском филиале. Сейчас популяция даурских журавлей несколько увеличивается, однако явление это, по-видимому, временное, и в ближайшие годы в связи с освоением и мелиорацией сохранившихся местообитаний можно вновь ожидать сокращения численности этих красивейших птиц.