Желна, или дятел черный

Желна

Желна - Dryocopus martius - cамый крупный из наших дятлов, размером немного меньше вороны. Окраска полностью блестяще-черная, за исключением ярко-красного пятна на голове, которое у самца занимает в виде шапочки весь верх головы, а у самки есть только на затылке. Глаза светло-серые, почти белые, или чуть желтоватые. Полет неровный, "расхлябанный", с неравномерными взмахами крыльев. Сходных видов нет. Молодые похожи на взрослых, но оперение без блеска, буроватое, на красной шапочке темные отметины, клюв на конце не долотообразный, как у взрослых, а заостренный. Вес 250-450 г, длина 42-49, крыло 22,8-26,0, размах 64-80 см.

Желны довольно крикливы. В течение всего года можно слышать громкие крики, чистые и красивые, с каким-то "дремучим" оттенком. Это немного печальное протяжное "кьююююю", повторяемое обычно несколько раз с некоторыми интервалами, серии криков "кли-кли-кли..." и "крррь-крррь-крррь..." Брачную барабанную дробь издают относительно редко, она звучная и низкая, длиннее, чем у пестрого дятла.

Желна населяет почти весь север Евразии - лесная, лесостепная и отчасти - степная зоны. В Казахстане гнездится на Алтае, в Сауре, Тарбагатае, Калбинском нагорье, Семипалатинском Прииртышье, Кокчетавском нагорье и в Наурзyмских борах. На кочёвках встречается в долине среднего и нижнего течения Урала.

Желны - обитатели старых высокоствольных хвойных и смешанных лесов, как в сплошной тайге, так и в изолированных участках леса, вплоть до степных боров. Любят селиться неподалеку от недавних пожарищ или других участков леса с больными и погибшими деревьями. Барабанить начинают в феврале-марте и становятся в это время крикливее обычного. В апреле у большинства пар в средних широтах уже разгар гнездования. Поселяются пара от пары на расстоянии как минимум несколько сотен метров. Для дупла выбирают высокие деревья без сучьев. Чаще всего это осина, реже - сосна, ель и др. От земли до дупла не менее 4-5 м, обычно более 10. Дупло долбят оба члена пары, но больше - самец. У дупла часто прямоугольный леток. Нередко занимают свои старые дупла. У гнезда осторожны и молчаливы. Самец в гнездовых заботах более усерден. Питаются главным образом насекомыми, повреждающими кору и древесину, их личинками и куколками - усачами, короедами, заболонниками, златками, рогохвостами и пр. Ошкуривают недавно погибшие деревья, долбят древесину. В бесснежное время, а нередко - и зимой, роются в муравейниках, поедая как взрослых муравьев, так и их приплод. Изредка съедают птенцов у других дуплогнездников, пьют растительные соки. В конце лета и осенью молодые расселяются, откочевывая нередко за десятки и сотни километров от родного дупла. Взрослые птицы живут оседло или тоже кочуют. Залетных желн встречают даже в лесотундре и далеко в степных лесках. Максимальный известный возраст 7 лет.

Известны подвиды:

Dryocopus martius pinetorum Brehm, 1831