Журавль черный

Черный журавль

Черный журавль - Grus monacha Temminck - очень редкая, почти не изученная и загадочная птица. Встречается на севере Сибирского плоскогорья и на Сихотэ-Алине, в бассейне Лены и Вилюя, по долинам притоков реки Уссури и в степях Забайкалья. Населяет моховые болота с редкими кустарниками. На зимовках останавливается  вблизи рисовых полей, где подбирает зерна после урожая. Значительно меньше серого журавля (вес 3,3-3,5 кг, размах крыльев - около 165 см). Общая окраска черная, голова и шея белые, темя красное. Клюв зеленоватый, ноги черные. Глаза карминно-красные. Молодые черные журавли издали кажутся серыми.

Половой зрелости достигает в возрасте 3-4 лет. Моногам. Гнезда устраивает в 50-100 м от кромки открытого болота. Гнездо – платформа из сырого мха, корневищ и листьев, тростника и осоки. В кладке 2 яйца. Насиживает в основном самка. Птенцы покидают гнездо на 3 и 4 день. В недельном возрасте выводок удаляется от гнезда на 2 км. Охотно поедает ягоды брусники и особенно голубики.

Ареал черного журавля, казалось бы, довольно обширный, но на самом деле состоит из отдельных пятен гнездовых участков и мест обитания неразмножающихся птиц. Наиболее изучена биология черного журавля, обитающего в самом южном районе гнездования в СССР - в бассейне р. Бикин у границы Приморского и Хабаровского краев. В период 1969- 1980 гг. здесь регулярно держались летом около 50 пар журавлей, из которых 15-20 размножались: в конце апреля появлялись кладки, а с середины августа и в сентябре семьи и группы журавлей покидали этот район. Однако бассейн Бикина лишь одно из немногих мест гнездования черных журавлей в нашей стране, так как на зимовку в Японию в отдельные годы прилетают более 4 тыс. этих птиц. В небольшом количестве они зимуют на юге Корейского п-ова и в Восточном Китае.

В последнее десятилетие наблюдается неуклонный рост численности журавлей, зимующих в Японии, на равнине в окрестностях г. Идзуми в южной части о. Кюсю. По данным С. Нисиды, в начале 70-х годов Здесь на полях с посевами ржи, пшеницы, рапса и риса и на местах подкормки держались 2000 черных журавлей, в 1975-1978 гг. около 3000, а зимой 1979/80 г. их численность достигла 3880 особей. Зимой 1980/81 г., по данным Дж. Арчибальда, здесь собрались 4200 черных журавлей, т. е. численность достигла уровня, который отмечался в конце 30-х годов. С 1921 г. этот район объявлен памятником природы, здесь регулярно проводится подкормка птиц, но чрезмерная концентрация в последние годы журавлей стала наносить ощутимые убытки фермерам, что может изменить отношение местных жителей к этим птицам. Однако столь значительная концентрация почти всей мировой популяции журавлей на ограниченной территории чревата опасностью при возникновении среди птиц какого-нибудь заболевания, которое может привести к резкому сокращению их численности. Поэтому Дж. Арчибальд считает необходимым прекратить подкормку журавлей, зимующих в Арасаки на равнине Идзуми.