Дятел малый пестрый

Дятел малый

Dendrocopos minor
Дятел малый - Dendrocopos minor - величиной с воробья. Характер окраски в общем как у других пестрых дятлов, хорошо отличается от них величиной, нет красного на подхвостье, спина белая с темными отметинами. У самца шапочка красная, у самки - охристо- или буровато-белая. Молодые окрашены как взрослые, но черные элементы с бурым оттенком, на спине больше темных штрихов. Самца уже можно отличать по красной шапочке, но она (как и у молодой самки) небольшая и с темными помарками. Вес 20-32 г, длина 16-18, крыло 8,9-10,0, размах 28-30 см.

Распростран в Евразии от Португалии и Великобритании до Камчатки и Кореи, почти вся лесная зона, лесостепь и северные степи, местами - лесотундра.

Малый дятел обитает в лиственных и смешанных лесах, предпочитая пойменные и заболоченные. Дятлы делают дупла в гнилой древесине - как в стволах, так и в крупных сучьях, на очень разной высоте, от самой земли (нередко - в пеньках) до высоты 10-12 м. Диаметр летка 32-38 мм, глубина дупла 10-20 см, диаметр 10-12 см. Селятся только в свежевыдолбленных дуплах. Начинают гнездиться рано, в степных районах - еще в апреле - мае, на крайнем севере ареала - в конце мая - начале июня. В кладке 3-8 белых яиц, чаще 5-6. Их размеры 17-22 х 13-16 мм. Насиживают кладку и кормят птенцов самец и самка. Самец сидит ночью. Длительность инкубации 14 дней. Птенцы в дупле постоянно кричат. Взрослые при обнаружении человека у гнезда сразу поднимают крик, но обычно скоро успокаиваются и терпят наблюдателя недалеко от гнезда. Молодые вылетают в возрасте 3 недель. Выводки очень скоро распадаются и птенцы переходят к самостоятельной жизни. Круглый год основу питания составляют различные насекомые и пауки, обитающие и скрывающиеся в коре и под корой. Причем малые дятлы охотно обыскивают и ошкуривают тонкие ветки и кусты, которые не привлекают других дятлов. Они осматривают бурьян, раздалбливают толстые сухие трубки зонтичных растений. В конце лета молодые активно перемещаются, а осенью начинают кочевки и взрослые птицы. Зиму малые дятлы проводят в странствиях, более или менее смещаясь к югу. На севере ареала эти откочевки имеют характер настоящих миграций. Зимой часто встречаются в степях южнее гнездового ареала.

Известны подвиды (расы):

1)Малый пестрый дятел - Dendrocopos minor minor нижняя сторона тела темнее, часто с охристым оттенком, белая окраска на спине занимает меньшее пространство и имеет выраженный поперечный рисунок. Темные продольные пестрины на боках груди и живота развиты слабо. Черные поперечные полосы на рулевых перьях более правильные, чем у kamtschatkensis.

Населяет долину Урала. На кочевках встречается в северной части Волжско-Уральского междуречья.

2) Малый пестрый дятел - Dendrocopos minor kamtschatkensis - нижняя сторона тела светлее, более чисто-белая, редко со слабым охристым оттенком, белая окраска на спине занимает большее пространство, чем у minor. Черный поперечный рисунок на белом поле спины менее развит. Темные продольные пестрины на боках груди и живота отсутствуют или развиты слабее. Черные поперечные полосы на рулевых перьях менее правильные, чем у minor. Весьма развита индивидуальная изменчивость.

Населяет Северный Казахстан, Прииртышье и Юго-Западный Алтай.

Источник: www.birds.kz