Дятел седой, или седоголовый

Дятел седой

Дятел седой - Picus canus - крупнее большого пестрого дятла. Спинная сторона серовато-зеленая, на пояснице - яркая зеленовато-желтая. Низ тела и голова в основном серые. Глаза белые, с серовато-голубым, красноватым или розовым оттенком. У самца красная шапочка, у самки на темени только черные пестрины, красного нет, зеленый цвет на спине тусклее. Спутать можно только с зеленым дятлом, от которого следует отличать по отсутствию сплошной черной маски, черные только усы и небольшая полоска между клювом и глазом. На усах не бывает красных перьев, красный цвет на шапочке самца достигает только темени. Молодые окрашены в общем как взрослые, у самцов уже красная шапочка, но все оперение более серое, почти сплошь с неясной черноватой рябью, усы и уздечка неясные, глаза красноватые или красно-бурые. Вес 90-170 г, длина 25-28, крыло 14,3-15,1, размах 38-42 см.

Распространен седой дятел в лесной зоне Евразии от Западной Европы до Сахалина и Индонезии. Почти всюду редок. На кочевках встречается далеко за пределами ареала. Населяют леса различных типов, преимущественно смешанные и лиственные, осветленные, с прогалинами и полянами, любят пойменные леса.

Долбят дупла самец и самка, чаще всего в осинах или других лиственных деревьях на высоте 3-5 м от земли, глубина дупла 25-30, диаметром 15-20 см, леток круглый около 6 см. В кладке 5-10, чаще 6-7 белых яиц, их размеры 24-31 х 19-24 мм. Насиживание начинается после завершения кладки и длится 14-15 (до 17) дней. Самец обычно сидит ночью, самка - днем. У гнезда осторожны, с начала насиживания и почти до вылета птенцов взрослые почти не подают голоса. Птенцы вылетают из гнезда в возрасте 24-28 дней. За 2-3 дня до вылета практически весь день кто-то из птенцов высовывается из дупла и подает голос. Питаются в бесснежное и малоснежное время больше всего муравьями, нередко собирают насекомых на земле. Зимой больше копаются в гнилушках, обшаривают древесные стволы. Долбят относительно немного. Оседлы, но в конце лета и осенью активно расселяются молодые. Зимой могут кочевать и взрослые. Чаще других дятлов их можно видеть в городах и деревнях лазающими по деревянным домам, осматривающими щели в кирпичных кладках. Максимальный известный возраст - более 5 лет.

Подвиды (расы):

Picus canus canus

Зелёная окраска верхней стороны тела более насыщенная, сероватый оттенок на спине не развит или развит слабо.

На кочёвках встречается в долине Урала и Северном Казахстане на восток до западных предгорий Алтая.

Седой дятел - Picus canus jessoensis

Зелёная окраска верхней стороны тела менее насыщенная, серый оттенок на спине более развит, часто серая окраска доминирует над зелёной.

Гнездится на Юго-Западном Алтае и в сосновых борах Калбы. Возможно, именно эта раса на кочёвках доходит до юго-восточного При6алхашья, где встречен у села Лепсы в августе 1926 г.