Галстучник, галстучник восточный

Галстучник

Галстучник - Charadrius hiaticula Linnaeus - куличок размером с жаворонка или скворца, с короткими ногами и клювом. Внешностью и манерами очень сходен с малым зуйком, отличается от него большей величиной. Верх песочно-бурый, низ белый, горло белое, поперек зоба черный "галстук" (у взрослых), лоб белый, над ним черное пятно. Клюв оранжево-желтый с черным концом. Ноги тусклые, оранжево-желтые, трехпалые. Самки в среднем чуть крупнее самцов, но внешне это не заметно. У самки черные элементы окраски меньше, чем у самца, и с бурым оттенком, но с расстояния определение пола затруднительно. При полете видна белая полоса на крыльях.

В зимнем пере у взрослых птиц "галстук" и черный рисунок на голове тусклые, буроватые, "бровь" и лоб с охристым налетом, ноги слегка буроватые, клюв полностью темный или его оранжевое основание буроватое. Большинство птиц покидает гнездовой район еще в брачном пере, но у части птиц еще в гнездовом районе и на пролете появляются элементы зимнего наряда.

Молодые похожи на осенних взрослых, клюв темный, на перьях спины и верха крыла палевые окантовки, создающие чешуйчатый рисунок, ноги желтовато-бурые. От молодых малых зуйков молодые галстучники отличаются лучше всего в полете - по наличию белой продольной полосы на крыле. Как и у других зуйков, у галстучников есть характерная манера кланяться и делать быстрые пробежки с резкими остановками. Вес 40-80 г, длина 18-20, крыло 12,0-14,4, размах 48-52 см.

Птичка крикливая и очень заметная, особенно у гнезда. При токовании самец летает низко над землей неправильными кругами, делая сильные глубокие взмахи, и переваливаясь с боку на бок. При этом он много раз энергично повторяет резкий свистовой крик "вИвдю-вИвдю-вИвдю...", или "кувИу-кувИу-кувИу..." При беспокойстве - резкое "кувИк", этот же звук или более мягкое "тийИк" издают в стаях при перекличке или как позывку. При отведении от гнезда - приглушенная журчащая трель.

Галстучник - характерная птица песчаных и галечниковых побережий морей, крупных рек и более мелких водоемов всей зоны тундр и лесотундры. Питаются галстучники разнообразной животной пищей (водные и почвенные насекомые и их личинки, мелкие моллюски, черви, ракообразные). Вид с почти кругополярным ареалом, а по морским побережьям и некоторым рекам гнездится и в умеренных широтах Европы, Азии, Америки. В нашем регионе наиболее обычен в тундровой зоне, меньше в лесотундре, а по подходящим местообитаниям проникает и в северную тайгу. На пролете встречается по всей территории региона.

Гнездовые местообитания - морские пляжи, речные отмели, песчаные выдувы и слабо задерненные поверхности на буграх в тундрах разных типов, щебнистые предгорные и горные тундры. Охотно поселяются по окраинам тундровых поселков, на свалках и в местах перевалки леса, где много древесного мусора. Однако, важно, чтобы неподалеку был открытый берег водоема - место кормежки.

На места гнездования прилетают в числе первых среди куликов, причем почти всегда поодиночке. Самец занимает территорию в несколько гектаров, на которой активно токует, и вскоре формируется пара. Многие птицы возвращаются на свои прошлогодние территории и нередко пары восстанавливаются.

Гнездо помещают на голом песчаном или галечном грунте, иногда - среди посторонних предметов, каковые обычно валяются по берегам, или среди редких кустиков травы, либо среди скудной тундровой растительности на буграх. Гнездовая ямка чаще всего голая или имеет очень незначительную выстилку, которая выглядит скорее украшением, из камешков, комочков грязи, палочек и т.д. У поселков в гнездах обычно бывают щепки, кусочки угля, извести, кирпича, разноцветные стекляшки и пр.

В кладке, как правило, 4 яйца, реже - 3, их окраска бледно-палевая, светло-песчаная, в наиболее темных вариантах - с буроватым, оливковым, редко - голубоватым или зеленоватым оттенком. Крапины и небольшие пятнышки негустые, темно-бурые или черные, гуще к тупому концу. Размеры яиц 31-38 х 23-26 мм. Длительность насиживания 21-28 дней, в среднем 24. Насиживают, сменяя друг друга, самец и самка. При опасности покидают гнездо заранее и отбегают. Если же оно обнаружено, старательно отводят, ложась на землю и отползая с распущенным хвостом и раскрытыми, нервно вздрагивающими крыльями. С молодыми держатся самец и самка, причем долго, до отлета, но, видимо, у разных пар бывает по-разному.
Питаются в основном различными бегающими насекомыми, пауками, на отмелях и пляжах собирают мелких моллюсков, червей, "мотыль", ракообразных, весной в тундре охотно едят прошлогодние ягоды.

Галстучники отлетают из гнездовых районов с августа до конца сентября. Старые птицы отлетают раньше молодых. Направления миграции разные, в основном на запад, вдоль арктического побережья и полосы тундр, а также на юго-запад через материк. Пролетных галстучников можно видеть в конце лета и осенью во всех районах нашего края, обычно - на пологих и голых берегах рек, озер, прудов. Летят стаями, мелкими группами и поодиночке. Зимуют в Африке, по морским побережьям Ю. и З. Европы, на юге Азии. Максимальный известный возраст 10 лет.

По материалам сайта:
Птицы Средней Сибири.