Глухарь

Глухарь - Tetrao urogallus Linnaeus - крупная птица. Самки (копалухи) значительно мельче самцов. Самец серовато-бурый, клюв беловатый. Самка буро-рыжая с черным рисунком. Полет быстрый, с частым планированием. Взлет очень шумный. Хорошо и много ходит по земле и снегу. Токовая песня состоит из щелканья, звучащего как четкое и раздельное "те-ке...те-ке...", сливающегося затем в короткую трель и последующего "точения" - скрежещущего звука "скжищи-скжищи-скжищи", во время которого петух ничего не слышит.

Поет глухарь на дереве или на земле (снегу), распуская веером хвост, растопыривая крылья и вытягивая шею. На току старые петухи иногда издают громкий и грубый каркающий крик. Вне тока - очень молчаливая птица. Токование начинается "черчением", когда глухари "чертят" распущенными крыльями на уплотнившемся весеннем снегу. Молодые глухарята протяжно пищат. Глухарка зовет их особым голосом, похожим на унылое гудение. Весной копалуха издает отрывистое и громкое "бок-бок-бок". Ягодные, в основном брусничные сосновые боры - излюбленные местообитания глухарей.

Гнездо глухаря - небольшое углубление во мху. Кладка в мае. В ней 5-9 крупных, размером с куриное, яиц желтовато-белой окраски с красно-коричневыми пестринами. Самка насиживает крепко и почти незаметна на гнезде. От гнезда и птенцов "отводит". С середины сентября начинаются вылеты на пески и на осенние, начинающие желтеть лиственницы, хвоя которых - излюбленный осенний корм глухарей. Зимой, в сильные морозы, глухари ночуют в защищенных от ветра темнохвойных участках тайги, часто зарывшись в снег. Основа зимнего питания - хвоя кедра и сосны.

Подвиды глухаря:

* Tetrao urogallus major C. L. Brehm, 1831
    * Tetrao urogallus obsoletus
    * Tetrao urogallus pleskei