Гусь серый

Серый гусь

Серый гусь - Anser anser. Крупный гусь плотного сложения массой 3-4, изредка до 6 кг. Оперение светло-серое, на брюхе у взрослых черные пятна, одноцветный розовый клюв и светлая голова. Очень хорошо плавает, ходит и бегает по земле. Может нырять. Летает быстро, взмахи крыльев редкие, но сильные. На пролете летит высоко, выстраиваясь углом или шеренгой. Осторожная стайная птица. Голос — громкое металлическое «га-га-га», на лету — звучное и громкое «гаганг... гаганг». Родоначальник большинства пород домашних гусей.

Серый гусь - обитатель водоемов степной и лесостепной зон. Он населяет крупные озерные водоемы (естественные и искусственные) островных степей и лесостепей, пойменные комплексы больших рек, обширные травянистые и кочкарниковые болота. В гнездовое время предпочитает озера, заросшие тростником, рогозом или камышом, обязательно вблизи влажных лугов.

Пары постоянные. Начинает размножаться на третьем - четвертом году жизни. Прилетает на гнездовье очень рано, когда еще лежит снег и водоемы подо льдом. Для гнезд выбирает сплавины, кучи старого тростника или сухие кочки на берегу. Гнездо крупное, сделано из сухого растительного материала. Лоток выстлан пухом. Кладка — 4-10, чаще 4-5 белых яиц, чуть желтоватых, иногда с зеленоватым оттенком. Гусыня насиживает в течение 27-28 дней, гусак находится около гнезда.

Основа питания — побеги и плоды водных и болотных растений, луговых злаков. Осенью перед отлетом могут кормиться на стерне и полях, подбирая семена культурных растений и поедая всходы озимых.

По материалам: Птицы Средней Сибири.