Вертишейка

Jynx torquilla
Вертишейка - Jynx torquilla - по величине чуть больше воробья. Внешне скорее похожа на воробьиную птицу с длинной подвижной шеей, чем на дятлов, сохраняет внешнее сходство с ними только в строении ног (назад направлены 1-й и 4-й пальцы) и в характере полета - он волнистый, состоит из чередования быстрых взмахов и полета по инерции со сложенными крыльями. Хвост не опорный, слегка закругленный. Спинная сторона птицы серовато-бурая с темными волнообразными полосами и крапинками и светло-бурыми пятнами, от темени до нижней части спины тянется продольная черновато-бурая полоска. Брюшная сторона белая с редкими бурыми пятнами, горло и нижняя часть шеи желтые с поперечными волнообразными полосами. Маховые перья с черно-бурыми каемками, на хвосте пять темных дугообразных полос. Глаза желтовато-красные, клюв и ноги желтоватые. Сходных видов нет. Самец и самка внешне неотличимы, молодые похожи на взрослых, но рисунок менее четкий, серые пятна с буроватым налетом, черные - тусклые. Вес 32-48, длина 17-20, крыло 8,0-9,7, размах 25-30 см.

Они населяют почти половину земного шара, но родина их лежит в Средней Европе и Средней Азии; в Средней и Южной России она повсюду обыкновенна. Местом своего гнездования вертишейка выбирает области, богатые старыми деревья­ми, но не сплошь заросшие ими. Она не боится человека и охотно поселяется в непосред­ственной близости домов, например, в са­дах. Это ленивая, довольно неуклюжая птица, двигающаяся лишь тогда, когда это очень не­обходимо; в ней вовсе не замечается неутомимости, резвости дятлов и других летаю­щих птиц. Птичка эта выказывает необыкновенную способность вертеть шеей, благодаря которой она и приобрела одинаковое название почти на всех языках. Все необыкновенное ее раз­дражает, заставляет строить гримасы, ко­торые тем страннее, чем больше она бы­вает испугана.

«Она вытягивает шею,— говорит Науман, нахохливает голов­ные перья и распу­скает хвост веером; или же она вытяги­вает все туловище, наклоняется вперед, закрывает глаза и испускает странное глухое воркотание». Не подлежит никако­му сомнению, что всем этим вертишейка хочет напугать свое­го врага. Любимая пища ее — муравьи, почему испан­цы и называют вертишейку муравьедкой; она уничтожает все мелкие породы их, но охот­нее ест куколку, нежели самих насекомых: при случае она питается гусеницами или другими личинками и куколками. Ее язык, который может сильно вытягиваться в длину, оказывает ей большую услугу при добы­вании пищи: с помощью его она добывает живую пищу из расщелин деревьев. Относительно поме­щения для гнезда вер­тиголовки очень не­прихотливы; обыкно­венно дупло освобож­дается от всякого сора, и на разрыхлен­ном месте устраи­вается довольно пло­ское гнездовое ложе.

В середине мая самка кладет 7—12 малень­ких белых яичек; вылупившиеся из яиц птенцы почти голые, но скоро выра­стают, так как оба родителя прилагают все старания, чтобы доставить им поболь­ше корма; но они совершенно не заботятся о чистоте гнезда, которое в конце концов становится настоящей помойной ямой. Пой­манные вертиголовки — одни из самых за­нимательных комнатных птичек.

Вертишейки прилетают поздно, в степные районы - около середины - конца апреля, на север ареала - в конце мая. Петь самцы начинают спустя несколько дней после прилета, подыскав подходящее дупло. Гнездятся в дятловых дуплах и естественных пустотах древесных стволов и толстых ветвей, охотно поселяются в дуплянках и скворечниках. Могут занимать пустоты в строениях, находили гнезда даже в норах в обрывистых берегах и склонах степных балок. Гнездовой материал не носят, используют подстилку, оставшуюся от предыдущего хозяина. Птица сидит на гнезде плотно, вылетает неохотно. Если заглянуть в гнездо, вертишейка открывает клюв, громко шипит и делает змеевидные движения шеей. Очень согласованно двигаются и перья на спине, и все это создает удивительную иллюзию, что в дупле рассерженная змея. Так же защищается вертишейка, когда попадает в руки. При появлении хищника птицы могут затаиваться, припадая к сучку и сливаясь с корой дерева. Главная и часто чуть ли не единственная пища - муравьи, их личинки и куколки, которых вертишейки добывают, раскапывая муравейники и доставая их длинным языком из ходов в земле или в гнилых пнях. Едят и других насекомых, пауков, моллюсков, которых собирают на земле и извлекают из щелей в коре, камнях, почве. Отлетают в августе-сентябре поодиночке, изредка встречаются группки из нескольких птиц. Основные места зимовки находятся в Ц. Африке и Ю. Азии. Взрослые птицы очень привязаны к своей территории и весной стремятся туда вернуться.

Подвиды:

Jynx torquilla sarudnyi Loudon, 1912