Вальдшнеп

Большинство - Scolopax rusticola - вальдшнепов, живущих в Европе, являются мигрирующими. Осенняя миграция начинается в конце сентября - начале октября для птиц, живущих ближе к северу и востоку Европы (Финляндия, Россия). Для остальных - в октябре и ноябре. Весенняя миграция начинается в конце февраля - начале марта. Самые дальние территории размножения птицы достигают в конце марта в Финляндии и в начале мая в России. Большинство вальдшнепов возвращаются для гнездования в тот регион, где они родились.

Вальдшнепы, обитающие в разных странах, имеют разные стратегии миграции. Так, птицы, гнездящиеся во Франции и Великобритании, оседлы или перемещаются на незначительные расстояния; в то время как вальдшнепы, гнездящиеся на территории Финляндии и северо-западе России, совершают относительно дальние миграции и проводят зиму на территории Италии, Франции, Греции, на Британских островах и в Северной Африке.

В пределах ареала, период размножения вальдшнепов длится с февраля по август. Самое удачное время для откладки яиц приходится на период с марта по май (по мере продвижения с юго-запада к северо-востоку). Середина марта во Франции, конец марта в Великобритании и Ирландии, начало апреля в Германии, середина апреля в Дании, конец апреля в Швеции и начало мая в Финляндии и на северо-западе России.

Вальдшнеп строит гнезда на земле. Оперение, которое сливается с окружающей обстановкой, гарантирует им защиту. В кладке, в среднем, 4 яйца. Если первый выводок погиб, вальдшнеп может отложить новую кладку. Высиживают яйца только самки. Период инкубации длится 21-22 дня. В течение этого времени самка очень беспокойна и при посещении гнезда человеком часто его бросает. Молодые птицы начинают летать в возрасте около 20 суток.

На территории Франции уже с февраля самцы начинают совершать брачные полеты, сопровождаемые пением, именуемые токованием. Основной целью токования является поиск самки. В это время суток очень просто провести наблюдения и не вызвать волнений у птиц. Самец может спариваться с несколькими самками. Самец и самка остаются вместе только на 3 или 4 дня. Затем самец возобновляет свои тяговые полеты.