Аист дальневосточный

Дальневосточный аист

Дальневосточный аист - Ciconia boyciana - долгое время вид считался восточным изолированным подвидом белого аиста. Он гнездится в Приамурье и Приморье, на севере Кореи, северо-востоке Китая, зимует на юго-востоке Китая.

Крупный аист - длина до 115 см, масса - до 5,5 кг. Сходен с белым аистом типом окраски, отличаясь более длинным, массивным и скошенным вверх черным клювом, белесой радужиной, красными уздечкой, орбитальным кольцом, горловым мешком, широкими светлыми полями на черных второстепенных рулевых. Заметно отличается и особенностями биологии - избегает антропогенных ландшафтов, практически не гнездится на постройках, крайне осторожен, очень чувствителен к фактору беспокойства на гнездовой территории. Тяготеет на кормежке к околоводным биотопам, в рационе большее место занимают рыба (вьюны, караси), лягушки.

Дальневосточные аисты гнездятся отдельными парами обычно на высоких деревьях по краям марей, заболоченных луговин, могут летать за кормом за несколько километров. В кладке обычно 2-3 яйца, редко 4. Сроки этапов размножения - как у белого аиста, успешность размножения - в среднем по 1,6 птенца на пару. Клюв у птенцов оранжевый. Продолжительность жизни в неволе - до 48 лет.

Дальневосточный аист - редкий вид, находящийся под угрозой исчезновения, внесен в Международную Красную книгу. Красные книги России, Кореи, Китая. Во многих местах сокращает численность, перестал гнездиться в Японии и на юге Кореи. Факторы, лимитирующие численность - осушение болот, вырубка гнездопригодных деревьев, браконьерство. Часть деревьев и веток со временем ломаются под тяжестью гнезд. Много птиц, очевидно, гибнет на миграциях.

Меры охраны вида в России и международное сотрудничество в этом вопросе принесли свои плоды. Численность основной российской части мировой популяции несколько стабилизировалась на отметке 700 пар. Наметилась некоторая тенденция к синантропизации вида - он начал гнездиться на искусственных гнездовых платформах, опорах ЛЭП, кормиться в сельхозугодьях. Налажено размножение вида в питомниках. В настоящее время мировая популяция предположительно насчитывает свыше 3 тыс. птиц.

По материалам Е.А. Коблик. Разнообразие птиц. Ч.1, Москва, Издательство МГУ, 2001 г.

Хотя общая численность дальневосточных аистов только в СССР сейчас составляет около 400-500 пар, а более 100 птиц обнаружено в северо-восточной части пров. Хейлунцзян в Китае, этот вид включен в Красную книгу как находящийся под угрозой исчезновения и в Приложение 1 СИТЕС. Внесен он и в Красную книгу СССР, а также в аналогичные издания Японии и Южной Кореи. Интенсивное освоение гнездовой территории дальневосточного аиста, пожары, вырубка старых деревьев и отстрел самих птиц привели к концу 60-х годов к серьезному сокращению численности и ареала вида. Однако принятые в 70-х годах меры охраны, включая создание нескольких заповедников и заказников, принесли желаемые результаты - численность аиста стала увеличиваться.

Сейчас более 30 дальневосточных аистов содержится в различных зоопарках мира. В 1971 г. в одном из зоопарков Японии в Тоёоке впервые было получено потомство от аистов. Разведением в неволе этих птиц с целью интродукции их в природу для создания гнездящихся популяций в Японии и Корее, планирует заняться орнитопарк Вальсроде (ФРГ), получивший для этого в 1981 г. 11 дальневосточных аистов из СССР.