Аист черный

Черный аист

Черный аист - Ciсonia nigra - некрупный аист, длина до 1 м, масса до 3 кг, размах крыльев - 1,5-2 м. Окраска черная с сильным металлическим блеском - зеленым, бронзовым, пурпурным, брюхо и часть испода крыльев белые. Ноги, неоперенные части «лица», слегка скошенный кверху клюв - малиново-красные, радужина темная. У молодых птиц черный цвет заменен буроватым без блеска, ноги, клюв, голые участки кожи - серо-зеленоватые.
В отличие от белых аистов репертуар более разнообразен - горловые кашляющие звуки, клекот, клювом трещат редко.

Распространен черный аист от Восточной Европы до континентального Дальнего Востока, Кореи, севера Китая. Изолированные участки гнездового ареала - на Пиренейском п-ове, в Турции, Закавказье, Иране, предгорьях Средней Азии, Юго-Восточной Африке. В горы поднимается до 2000 м. Зимует в тропической Азии и Африке. В России распространен на север до зоны средней тайги.
Кормится на мелководье или вблизи водоемов, на болотах, луговинах, рацион разнообразен.

Гнездятся эти аисты одиночными парами, в равнинной лесной зоне обычно на деревьях, высоко от земли, в безлесых и горных местностях - на уступах скал. Гнездо из сучьев с травяной выстилкой, массивное, каждый год подновляется, иногда бывает занято до 14 лет подряд, но обычно на территории пары есть несколько гнезд, используемых поочередно. Изредка аисты гнездятся в гнездах крупных хищных птиц. Брачный сезон начинается обычно сразу же по прилету, в марте-апреле. В кладке 2-5 яиц, инкубация длится 32-46 дней, выкармливание - 63-71 день.

Птенцы покрыты густым белым или сероватым пухом, имеют темную уздечку и ярко-желтые короткие клювы. Они крикливы, голос - громкое кваканье и шипение, стрекот. Только спустя 35-40 дней после вылупления они способны стоять в гнезде, до этого лежат или сидят. Взрослые кормят птенцов, отрыгивая пищу 4-5 раз в сутки, иногда собирают корм за 5-10 км от гнезда.

Осенняя миграция начинается в сентябре, больших скоплений на пролете черные аисты не образуют. Половозрелы начиная с 3-х лет, в природе по данным кольцевания доживают до 18 лет, рекорд в неволе - 31 год.

На большей части ареала черный аист - скрытная осторожная птица, избегающая человека и очень чувствительная к фактору беспокойства. Обычно люди видят парящих над лесом птиц. Лишь в некоторых районах на юге и западе ареала вид стал более терпимым к человеку, селится возле населенных пунктов, кормится в сельхозугодьях. В России численность неуклонно снижается, площадь мест, пригодные для гнездования, сокращается, распространение становится спорадичным. На территории нашей страны предположительно гнездится до 500 пар.

Черный аист внесен в Красные книги России и большинства сопредельных стран как редкий уязвимый вид.

По материалам Е.А. Коблик. Разнообразие птиц. Ч.1, Москва, Издательство МГУ, 2001 г.