Кроншнеп большой евроазиатский

Кроншнеп большой евроазиатский - Numenius arquata - самый крупный представитель подсемейства веретенниковых (Limosinae): длина крыла 28-33 см, вес 750-920 г. Самки немного крупнее самцов. Ноги длинные, клюв длинный и тонкий, вершинная его часть сильно загнута книзу. Издали птица кажется землисто-серой, но задняя часть спины и надхвостье у нее белые.

От других видов кроншнепов, помимо размеров, хорошо отличается однообразным продольно исчерченным теменем. Самцы и самки по расцветке не различаются. В отличие от большинства других куликов у них нет также и сезонного диморфизма.

Гнездится большой кроншнеп в лесных и степных местностях от Ирландии и Норвегии на восток до Забайкалья. На север он распространен до Архангельска и Салехарда, восточнее только до северной оконечности Байкала. Южная граница распространения идет вдоль Черного и Аральского морей и озера Зайсан. Зимует большой кроншнеп частично уже в Англии, но основная масса птиц зимует по восточным берегам Африки, по берегам Южной Азии и на Больших Зондских островах. В небольшом количестве большой кроншнеп зимует в Азербайджане и на востоке Туркмении.

Держатся птицы здесь на рисовых полях или среди солянок на суше. Некоторое количество птиц, в основном неполовозрелые особи, остается на время лета в области зимовок и кочует там стайками. Некоторые, остающиеся холостыми птицы отлетают к северу, но задерживаются на дороге, не приступая к гнездованию.

Прилет на территорию Европейской части России происходит в апреле. После прилета начинаются токовые игры. Самец поднимается на дрожащих крыльях косо вверх, летает кругами, издавая все время громкие трели, которые напоминают порой ржание жеребенка.

Временами токующая птица задерживается на одном месте, трепеща крыльями, скользит вниз и иной раз даже переворачивается при этом через бок. Гнездятся большие кроншнепы, как правило, изолированными парами. Гнезда устраиваются по сырым лугам и болотам, а в Сибири этот кроншнеп наиболее многочислен в ковыльно-песчаной степи.

В устроенном в виде небольшой ямки гнезде бывает 4 оливково-зеленоватых яйца с бурыми пятнами. Яйца откладываются с промежутками в 1-3 дня, а насиживание длится в зависимости от погоды 26-28 дней. Птенцы вылупляются в течение 2-4 суток. Насиживают оба члена пары поочередно. Вскоре после вылупления птенцов семья перекочевывает в более защищенные места. Затем образуются стаи, которые кормятся в степи или на лугу; в середине дня птицы летят на водопой и затем долго отдыхают около воды, стоя на одной ноге или лежа на брюхе.

Из нашей страны большие кроншнепы отлетают частично уже в июле, но основной пролет происходит в сентябре. Большой кроншнеп - осторожная птица, взлетает при виде человека задолго до его приближения. При этом птица издает громкое и мелодичное "куии". По земле он ходит неторопливыми шагами, подолгу задерживаясь иной раз на месте. На ходу держит туловище почти горизонтально, вобрав голову в плечи. Большой кроншнеп может плавать.

Источник:www.floranimal.ru

Еще одна статья

Большой кроншнеп - Numenius arquata Linnaeus - по размеру крупнее вороны. Верх буро-серый с черными пестринами, низ белый, на груди и голове узкие продольные пестрины. Задняя часть спины и надхвостье белое. Ноги длинные, клюв длинный с характерным дугообразным изгибом вниз. Полет плавный, часто скользящий, может парить. Исключительно осторожен. Тревожный крик - протяжное, заунывное "кууу-и" или "дьюи-дьюи". Токовая песня - громкая переливчатая свистовая трель.

Населяет среднюю и южную часть Европейской России, от Брянской и Смоленской областей на востоке и Ленинградской, Псковской областей на северо-западе до побережий Черного и Азовского морей на юге. Любит обильно увлажненные местообитания Канской лесостепи, предпочитая открытые низинные и переходные болота и поймы крупных рек. В лесной зоне селится обычно небольшими колониями, в степи - поодиночке. Гнездо на сухом холмике, кочке, выстлано растительным сором. Кладка - 4 зеленоватых с бурыми пятнами яйца. На гнезде птицы сидят очень крепко. Водят птенцов оба родителя. Молодые поднимаются на крыло в начале августа, а в самом конце августа - начале сентября идет их отлет. Основа питания - жуки (особенно жужелицы, усачи, долгоносики). При случае поедает ягоды, лягушек, ящериц, мелкую рыбу.

Песня