Поползень алжирский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Поползень алжирский

Алжирский поползень

Алжирский поползень - Sitta ledanti Vielliard, 1976
Редкий, узкоареалъный вид. Впервые алжирский поползень был обнаружен на севере Алжира в лесном массиве в горах Бабор в 1975 г. Общая площадь местообитаний этого, вероятнее всего, реликтового и оседлого вида очень мала (около 1200 га), а численность всей популяции алжирского поползня не превышает 80 пар. Лес Бабор объявлен национальным парком.

Когда в 1976 г. в горах Алжира обнаружили новый вид поползня, морфологически и экологически близкого к корсиканскому поползню, стало ясно, что последний вместе с алжирским поползнем (S. ledanti) представляют собой реликтовые остатки предковой формы, распространенной в районе современного Западного Средиземноморья.

Возможно, что раньше никто не мог его обнаружить из-за редкой посещаемости этих мест специалистами, а вероятнее всего - по причине очень маленького его ареала (пригодная для жизни алжирского поползня территория не превышает 1100 га) и чрезвычайно низкой численности птиц - около 80 пар.

Внешне алжирский поползень напоминает известного всем обыкновенного поползня, но значительно меньше его по размерам и имеет черную шапочку, отделенную белой "бровью" от черной "уздечки" (предглазничной полосы). За глазом, на кроющих уха черные пятна образуют характерный чешуевидный рисунок, чем алжирский поползень хорошо отличается от сходного с ним корсиканского поползня. У самок черный цвет на темени более тусклый и доходит только до середины головы; иногда встречаются самки с синевато-серой шапочкой.

Гнезда алжирские поползни устраивают в дуплах деревьев (главным образом, пихты и кедра) на высоте 3-13 м от земли. Откладывают яйца, вероятно, в конце мая, так как 18 июня в одном из гнезд были обнаружены 4 (?) только что вылупившихся птенца. В оптимальных местообитаниях площадь гнездовых участков, границы которых самец и самка активно защищают, не превышала 3 га. Алжирский поползень - вид оседлый. Зимой он питается семенами хвойных и в меньшей степени лиственных деревьев, а летом - преимущественно насекомыми.