Отряд ·Стрекозы - Odonata

Отряд Стрекозы - Odonata

Всем нам хорошо знакомы представители этого отряда, благодаря своим крупным размерам и  ярким раскраскам.

Значительную часть крупной и подвижной головы занимают большие фасеточные глаза. Усики у них маленькие и похожи на короткие щетинки. В грудном отделе спинная часть смещена назад и ноги располагаются впереди крыльев.

Крылья у стрекоз хорошо развиты и имеют сложную сеть жилок. Брюшко стрекоз удлиненное и подвижное, у многих видов ярко окрашено. Нижняя губа личинок превращена в хватательный орган, который называется маской. Детали брюшка у разных полов позволяют легко различать самцов и самок.
Длину стрекоз принято характеризовать по длине брюшка и длине заднего крыла.

Личинки стрекоз обитают в воде. После нескольких линек перед превращением во взрослую стрекозу личинки начинают дышать атмосферным воздухом, выставляя из воды переднюю часть тела.

Взрослые стрекозы, впрочем, как и личинки – хищники. Их добыча это различные насекомые (комары, слепни, мухи, бабочки и т.д.).
Стрекозы очень хорошо летают и питаются разнообразно, поэтому они обитают вблизи подходящих для этого водоемов.

Личинки стрекоз служат отличным кормом для рыб и птиц на водоемах. Однако личинки крупных видов в массе уничтожают водных беспозвоночных, которыми тоже питаются рыбы, а уничтожение мальков способствует ущербу рыболовства.

И, конечно же, несомненную пользу приносят взрослые особи стрекоз, которые истребляют кровососущих двукрылых, мух и т.д.

Всего существует 165 видов стрекоз. Они делятся на 2 подотряда – равнокрылые Zygoptera и разнокрылые Anisoptera.

По материалам: Г. Н. Горностаев «Насекомые СССР»