Отряд ·Пингвинообразные - Sphenisciformes

Отряд Пингвинообразные

Отряд Пингвинообразные - Sphenisciformes - обособленная группа птиц, имеющая древнее происхождение. Найдены кости около сорока ископаемых видов. Из них, по крайней мере, семь очень крупных пингвинов, ростом с человека и весом, наверное, по 100 — 120 килограммов. Самые древние остатки пингвинов найдены в Новой Зеландии (нижний миоцен).

В настоящее время этот отряд морских птиц насчитывает 1 семейство, 6 родов и 18 видов птиц, полностью потерявших способность к полёту, прекрасно плавающих и ныряющих. Размеры пингвинов колеблются от 117 см в длину и массы 46 кг, до 30 см и 1 кг. Рост самых мелких пингвинов — 30-40 сантиметров, вес — 2 килограмма. Самых крупных — 1 метр, 15 килограммов (королевские); 1,2 метра, 30 — 45 килограммов (императорские). Обтекаемое вальковатое тело, мощная жировая подкожная прослойка, плотный, короткий перьевой покров без аптерий — несомненные черты высокой специализации к водному образу жизни и обитанию в высоких широтах.

Пояс передних конечностей хорошо развит (почти как у летающих птиц), грудина несёт высокий киль, к которому прикрепляются крупные грудные мышцы (иногда составляющие четверть массы птицы, что значительно больше, чем у многих хороших летунов). Это связано с тем, что пингвины «летают» под водой, т. е. производят взмахи крыльями, преобразованными в жёсткие ласты, подобно настоящим летающим птицам.

Короткие ноги с перепонками между пальцами, выполняют роль подводных рулей. Они отнесены далеко назад и фактически «утоплены» в общем с телом кожно-жировом мешке, наружу выступают лишь мясистые трёхпалые лапы. Такое строение ног делает положение тела пингвинов на суше вертикальным, а походку — медленной и неуклюжей.

Правда, некоторые виды могут неплохо прыгать, лазать по скалам, а по ровному льду или мокрому песку пингвины быстро скользят на брюхе, отталкиваясь ногами и ластами. В воде они могут развивать скорость до 10–14 км/ч, при опасности выпрыгивают из воды на берег или лёд на 1,5–2 м в высоту. Под водой способны находиться свыше 18 минут, ныряя при этом на глубину до 260 м.

Питаются рыбой, головоногими моллюсками, крилем.

В сезон гнездования пингвины образуют колонии от десятков до нескольких сотен тысяч (а возможно, и миллионов) пар.  Все пингвины высиживают птенцов, разумеется, на суше: в траве, в кустах, в дюнах, среди камней, два вида в норах. Гнезда — ямки в земле, у некоторых выложенные по краям галькой, ракушками, листьями, костями и даже трупами кроликов. У королевских и императорских пингвинов нет гнезд. Все колониальны; в некоторых гнездовых колониях сотни тысяч и даже миллионы птиц.

Большие пингвины высиживают только одно яйцо, скальные — часто два, большинство — два, реже три. Опушенные птенцы выводятся все в один день, через 33 — 62 дня насиживания. Покрытых густым пухом птенцов опекает один из родителей, пока другой добывает корм в море. Подрастая, птенцы линяют и без помощи и сопровождения взрослых идут в воду. Размножаться начнут только через несколько лет. Моногамы. Насиживают оба родителя или только самец. В единобрачии живут годами. В море пингвины охотятся обычно стаями. Их крылья преобразовались в гребущие ласты, а отнесенные далеко назад ноги — руль и тормоз.

Живут пингвины 7 — 20 лет, некоторые, возможно, и больше.

Пингвины населяют не только Антарктику и острова Субантарктики, но и омываемые холодными течениями побережья Южной Америки, Австралии, Южной Африки, и даже Галапагосские о-ва, находящиеся на экваторе.

Ближайшие родственники пингвинов — буревестникообразные.

Семейство ·Пингвиновые - Spheniscidae