на главную/ Удивительный мир/ Эти удивительные.../

Эти удивительные птицы от головы и до хвоста

С сайта http://www.nhm.org/birds/guide/005b.jpg

Мозг

По сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися у птиц сильнее развит головной мозг, особенно большие полушария переднего мозга и мозжечок. Развитие больших полушарий головного мозга связано с очень сложным поведением птиц. Мозжечок, как известно, обеспечивает равновесие и управляет координацией движений. У птиц, обладающих способностью к полету и совершающих сложные и разнообразные движения. Роль мозжечка очень велика. Мозжечок обеспечивает сохранение равновесия и точную координацию птицы во время полета.

Шея

С сайта http://7art-screensavers.com/screenshots/birds/long-neck-bird.jpg Шея у разных птиц разной длины и отличается большой подвижностью. У большинства птиц глаза плотно закреплены в глазницах и не могут в них двигаться. Однако этот недостаток компенсирован чрезвычайной подвижностью шеи, которая позволяет поворачивать голову почти в любом направлении.

Способность поворачивать шею

Голубиная шея с сайта http://cordially.narod.ru/album/bird/pigeon.html Количество шейных позвонков у птиц колеблется от 9 до 25. Большая рогатая сова может поворачивать голову на 270 градусов. У голубя – 14 шейных позвонков. Это позволяет ему поворачивать голову почти на 300 градусов.

В шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа.
Чайка с сайта http://www.pier39restaurants.com/Jpg/seagull.jpg

Кожа

Кожа сухая, лишена желез, за исключением копчиковой, которая служит для смазки

Гланды

Чайки пьют соленую морскую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли.

Пустельга с сайта http://www.birdskyr.to.kg/puststep.files/image002.jpg

Глаза

Птицы отличаются превосходным зрением. Например, орел, парящий высоко над лугами, видит мышь, пробегающую в траве. У большинства птиц очень широкое, почти круговое поле зрения. Поэтому птицы видят не только перед собой, но также по сторонам и отчасти позади себя. Глаза у птиц, как и у пресмыкающихся, снабжены тремя веками: верхним, нижним и прозрачным внутренним - мигательной перепонкой.

Монокулярное и бинокулярное зрение

Вдобавок у птицы очень широкое общее поле зрения, поскольку глаза расположены по бокам головы. Этот тип зрения, при котором любой объект в каждый момент времени видим только одним глазом, называется монокулярным. Общее поле монокулярного зрения – до 340 градусов. Бинокулярное зрение, при котором оба глаза обращены вперед, свойственно только совам. Его общее поле у них ограничено примерно 70 градусов. Между монокулярностью и бинокулярностью существуют переходы. У вальдшнепа глаза так далеко сдвинуты назад, что воспринимают заднюю половину поля зрения не хуже, чем переднюю. Эта позволяет ему следить за тем, что делается над головой, зондируя грунт клювом в поисках земляных червей.

Острота зрения

Американским исследователям удалось определить остроту зрения пустельги (Cerchneis), птицы из семейства соколиных (Falconidae). Ее зрение оказалось в 2,6 раза острее человеческого. Если бы человек обладал таким зрением, он был бы способен прочитать всю таблицу для определения остроты зрения на расстоянии около 90 м.

Величина глаза превышает мозг

Глаз страуса больше, чем его мозг.

Моргает с открытыми глазами

Сова - единственная птица, моргающая с открытыми глазами.

Хорошее и слабое обоняние

У некоторых птиц (утки, кулики, питающиеся падалью хищники и др.) обоняние хорошо развито и используется при поиске корма. У других птиц развито слабо.

Слух

зяблик с сайта http://www.ivnvechtplassen.org/ivn_vogels_park_bos/Vink_Fringilla-coelebs.jpg Слух у птиц очень тонкий. Они улавливают даже слабые звуки, предупреждающие об опасности. Многие ночные хищники ловят добычу в темноте на слух. Хотя птицы слышат звуки в достаточно широком частотном диапазоне, они особенно чувствительны к акустическим сигналам особей своего вида. Как показали эксперименты, различные виды воспринимают частоты от 40 Гц (волнистый попугайчик) до 29 000 Гц (зяблик), однако обычно верхний предел слышимости не превышает у пернатых 20 000 Гц. У голубя верхний предел слуха - 12 000 Гц, обыкновенной неясыти - 21 000, курицы - 38 000. певчих птиц - 20 000 гц.

Видят все цвета радуги

Куры видят все цвета радуги.

Эхолокация

Фото гуахаро с сайта http://www.hbw.com/hbw/logos/vol5/5ste004g.jpg

Несколько видов птиц, гнездящихся в темных пещерах, избегают там ударов о препятствия благодаря эхолокации. Эта способность наблюдается, например, у гуахаро (Steatornis caripensis) с Тринидада и севера Южной Америки. Летая в абсолютной темноте, он испускает «очереди» высоких звуков и, воспринимая их отражение от стен пещеры, легко в ней ориентируется.

В знаменитой пещере Гуахаро, описанной еще Гумбольдтом, гнездится около 300000 гуахаро Они вылетают наружу только по ночам, а для ориентации в темноте пользуются эхолокацией. Их сонары менее совершенны, чем у летучих мышей и дельфинов. Они работают на относительно низких частотах, а именно в интервале от 1500 до 2500 Гц Поэтому гуахаро не замечают в темноте объектов, имеющих небольшие размеры. В пещерах гуахаро очень шумно. Еще на входе слышишь оркестр птичьих криков и громких локационных щелчков. Птицы издают зловещие пронзительные крики, напоминающие плач и стоны, трудно переносимые для непривычного уха.

Эхолокацией пользуются и стрижи-саланганы, обитающие в Индонезии и на островах Тихого океана. У разных видов салангов сонары работают на разных частотах: 2000 до 7000 Гц. Любопытно, что когда птица сидит, её эхолокационный аппарат не работает; локационные импульсы посылаются только в полете (при взмахивании крыльями). Не работает сонар саланганов и на свету. Охотятся саланганы только 40 минут в день

Сердце

c сайта http://www.nhm.org/birds/guide/005b.jpg Сердце у птиц крупнее, чем у млекопитающих со сходным размером тела, причем чем мельче вид, тем относительно больше его сердце. Например, у колибри его масса составляет до 2,75% массы всего организма. У всех птиц, которые часто летают, сердце должно быть крупным, чтобы обеспечивать быструю циркуляцию крови. То же самое можно сказать о видах, обитающих в холодных областях или на больших высотах. Как и у млекопитающих, сердце у птиц четырехкамерное.

Сердце вдвое больше

с сайта http://cordially.narod.ru/photo/1024x768/sparrow.jpg

Птичье сердце устроено точно также, как у млекопитающих, однако по размерам сердце птиц вдвое превышает размеры серда млекопитающего таких же размеров.

Сердце воробья бьется 600-850 раз в мин., 600 – у колибри, у курицы – 170-460, гуся - 210-320, голубя – 200, а у страуса – 65 ударов в минуту. Пульс человека – 60-80 ударов в мин. Крайний испуг может настолько повысить у птиц кровяное давление, что крупные артерии лопаются и особь умирает.

Пульс у воробьиных в покое составляет 400-600 ударов, при полете - 1000.

Кровь и кровяное давление

Кровяное давление у птиц и млекопитающих – 120-180 мм рт. ст, у членистоногих составляет 5-10, у зеленой лягушки – около 40, у активных рыб – 65-75.

Кровь птиц обычно содержит больше эритроцитов, чем у большинства млекопитающих, и в результате в единицу времени может переносить больше кислорода, что необходимо для полета.

Обмен веществ

Процесс переваривания пищи у птиц очень активен; у насекомоядных он не превышает 1 часа, а у зерноядных - 4 часа. С интенсивным обменом веществ связано потребление значительного количества корма, особенно возрастающее у мелких птиц, которым свойственны большие потери тепла.

Расшифрован геном курицы

Дикая банкивская курица Gallus gallus или Gallus bankiva, которую еще называют красной джунглевой курицей, считается предком домашней курицы (Gallus gallus domestica). Оказалось, что в ДНК дикой курицы содержится около миллиарда пар оснований, что в 3 раза меньше, чем в ДНК человека. Предполагаемое количество генов оценивается как 20 000 - 23 000 (примерно столько же у человека, что лишний раз доказывает важную роль некодирующих участков генома).

Пищеварительная система

рис. с сайта http://www.nhm.org/birds/guide/pg004.html

Два желудка
Многие зерноядные птицы имеют зоб, в котором они запасают корм с тем, чтобы переварить его позже. Два желудка также помогают птицам переварить пищу в рекордное время. За 4 часа гусь усваивает тот объем, который перерабатывается кроликом в течение 24 часов. В верхнем желудке (proventriculus), пища перемалывается пищеварительными энзимами. Нижний желудок (ventriculus) измельчает пищу, как это делается у млекопитающих зубами. У зерноядных птиц переваривание во второй желудке идет более активное, нежели у насекомоядных и хищников. Чтобы улучшить пищеварение, некоторые птицы глотают мелкие камешки.

Мелкие почки
Органы выделения представлены 2-мя крупными почками, лежащими в глубине таза. Их масса - 1-2% массы тела. По двум мочеточникам мочевая кислота стекает в клоаку и выделяется вместе с экскрементами наружу. Мочевого пузыря нет, что облегчает вес птицы.

Кишечный тракт
Страус может весить до 140 килограммов. А длина его кишечного тракта - 14 метров.

Единственная птица, имеющая мочевой пузырь

Страус Struthioniformes – единственная птица, имеющая мочевой пузырь.

Кости

Трубчатые кости птиц полые, содержат воздух, поэтому они и легкие.

Двойное дыхание

рис. с сайта: http://www.nhm.org/birds/guide/pg004.html

Часть бронхиальных ответвлений не разделяется на бронхиолы, выходит за пределы легких, образуя тонкостенные воздушные мешки, расположенные между внутренними органами, мышцами и даже внутри полых костей. Объем воздушных мешков почти в 10 раз превышает объем легких. Воздушные мешки способствуют увеличению объема вдыхаемого воздуха, участвуют в механизме двойного дыхания, содействуют теплоотдаче, предохраняя организм от перегрева, облегчают вес тела птицы.

Во время полета птицы дышат очень часто: голубь делает 450 вдохов в минуту.

Кондиционеры
Роль кондиционеров выполняют воздушные мешки. Это в какой-то степени компенсирует отсутствие потоотделения. Птицы ведь не потеют!

Во время сезона размножения самцы некоторых видов раздувают воздушные мешки, привлекая к себе внимание самок.

Глаза скрыты под кожей

фото Вадима Онищенко

Глаза у птиц очень велики, потому что ориентируются эти животные в основном с помощью зрения. Глазное яблоко в основном скрыто под кожей, и виден только темный зрачок, окруженный цветной радужкой.

Три века
У птиц кроме верхнего и нижнего век есть еще и «третье» веко – мигательная перепонка. Это тонкая, прозрачная складка кожи, надвигающаяся на глаз со стороны клюва. Мигательная перепонка увлажняет, очищает и защищает глаз, моментально закрывая его при опасности соприкосновения с внешним предметом.

Пальцы у птиц

с сайта http://www.floridanature.org/photos/Cairina_moschata_2d,_Tallahassee,_200103.jpg

…устроены по-разному в зависимости от повадок видов и их окружающей среды. Для обхватывания ветвей, лазания, ловли добычи, переноски корма и манипулирования с ним они снабжены круто загнутыми острыми когтями. У бегающих и роющих видов пальцы толстые, а когти на них сильные, но довольно тупые. У водоплавающих птиц пальцы снабжены перепонками, как у уток, или кожистыми лопастями по бокам, как у поганок. У жаворонков и некоторых других певчих видов открытых пространств задний палец вооружен очень длинным когтем.

Шпоры служат лыжами
У фазанов и индеек на задней стороне цевки находится роговая шпора, а у воротничкового рябчика по сторонам пальцев идет оторочка из роговых шипов, которая отпадает весной и отрастает осенью, чтобы служить зимой как бы лыжами. У большинства птиц на ногах по 4 пальца.

По земле передвигаются

Курица http://www.howellfarm.org/about/animals/chickens.htm

… настоящие воробьи – прыжками, попеременно переставляя ноги – жаворонки и коньки. Однако при быстром передвижении переходят не на бег, а на прыжки.

Температура тела
...высокая (41-42 градуса), поддерживается сложной системой терморегуляции. Как и млекопитающие, птицы теплокровны, причем диапазон нормальных температур их тела выше, чем у человека – от 37,7 до 43,5 градусов С. У Курицы температура тела 40,5 - 42,0, частота пульса 170 – 460, у гуся соответственно 40,0 - 41,0 и210 – 320, у воробья - 39,8 - 43,5и 600 – 850 градусов.

У курицы отличное обоняние

Анализ результатов секвенирования еще только начался, но уже получены удивительные факты. Так, ранее считалось, что у курицы слабое обоняние, однако это предположение опровергается находкой большого количества генов, ответственных за обоняние.

Дыхание без ноздрей

Ноздри альбатроса http://animaldiversity.ummz.umich.edu/site/resources/ummz_birds/diomedea.jpg/view.html У большинства птиц ноздри ведут в носовые полости у основания клюва. Однако у бакланов, олуш и некоторых других видов ноздри отсутствуют, и они вынуждены дышать ртом. Воздух, попав в ноздри или рот, направляется в гортань, от которой начинается трахея.

Клюв с зубами

Первые птицы на земле, археоптериксы, имели клюв с зубами, но с тех пор прошло много времени, всё изменилось, клюв у птиц тоже изменился, нет у него зубов. У них нет зубов, их частично заменяют острые края клюва.

Клюв растет в течение жизни

фото с сайта http://athens.fws.gov/endangered/birds/eagle_head.jpg

Клюв является продолжением черепа птиц, состоит из непрочных тканей и поэтому оболочка клюва постоянно стирается, но природа это предусмотрела - он постоянно обновляется.

Форма клюва
Клюв бывает длинным или коротким, загнутым вверх или вниз, ложковидным, зубчатым или с перекрещенными челюстями. Форма его зависит от характерного для вида способа добычи пищи, поэтому позволяет судить о кормовых повадках птицы.

Самый длинный клюв

Австралийский пеликан Pelecanus conspicillatus имеет самый длинный клюв из всех птиц. Его длина измеряется 34 - 47 сантиметрами. Другой рекорд заключается в соотношении длины клюва к длине тела. Его установил меченосый колибри (Sword-billed Hummingbird) Ensifera ensifera, который обитает в высокогорных Андах на территории от Венесуэлы до Боливии. Его клюв имеет клину 10,2 см, что в четыре раза длиннее тела птицы, исключая хвост.

Самый массивный клюв

Balaeniceps rex http://www.mangoverde.com/birdsound/images/00000000077.jpg

…у аиста-китоглава. Китоглавы Balaeniceps rex поодиночке охотятся на рыб, змей, лягушек, ящериц и черепах в пересыхающих тростниковых болотах Уганды и Судана.

Очень велики клювы
...у тропических американских туканов - они огромные и ярко окрашенные. Есть даже птицы - носороги, встречающиеся в тропических лесах.

У самцов и самок клювы разной формы

Разноклювая гуйя http://livingthings.narod.ru/Clt/Ani/Cho/Ave/Pas/Cal/cal001.jpg

Самыми удивительными клювами следует признать клювы новозеландской разноклювой гуйи Heteralocha acutirostris, которая вымерла в 1907 году. Дело в том, что у самца и у самки этого вида клювы разные по форме. У самца он толстый, короткий и прямой, приспособлен для долбления сухих деревьев. А у самки - тонкий, длинный и изогнутый, она им проникает в любые щели за насекомыми. Самец и самка гуйи ищут пищу вместе.

Клюв-игла
Цапле необходим прямой, длинный и острый клюв. Ей нужно пронзить рыбу или схватить скачущую лягушку.

Клюв с мешком
… у пеликанов используется в качестве сети для ловли рыбы.

Перекрещивающийся клюв
Клёст имеет перекрещивающийся клюв.

Черные или яркие

У большинства видов клюв черный. Однако встречаются самые разные варианты его окраски, причем у некоторых птиц, например тупиков и туканов Ramphastidae , это самый яркий участок тела.

У снежных воробьев рода Montifringilla летом клюв черный, зимой – желтый.

Клюв топорка похож на лопату

топорок с сайта http://wildland.by.ru/img/lc_prf.jpg Топорок - второй по массовости в островной экосистеме Охотского моря и сравнительно крупный вид (650-880 г). Гнездится везде, где толща торфяной дерновины позволяет выкапывать норы, для чего птица использует, в частности, свой ярко-оранжевый клюв, обводы которого повторяют форму штыковой лопаты, и вооруженные прочными когтями лапы. Кроме того, клюв - оружие турниров в начале сезона гнездования. Экстравагантная форма клюва не препятствует его главному назначению - захватывать и удерживать добычу.

Барабаня клювом, передают послания

дятел http://club.computerra.ru/pubimages/16666.jpg

При помощи клюва дятлы-самцы, барабаня по стволу дерева, передают самкам послания и предупреждения соперникам.

Щелкая клювом, сердятся
Аисты щёлкают им, когда сердятся или бросают вызов сопернику.

Клювы деформируются
Различные уродства клювов – искривления или ненормальная длина – обнаружены уже у 30 разновидностей птиц Аляски. Учёные бьют тревогу – аномалия принимает характер эпидемии. Во многих случаях из-за деформированного клюва птица не может нормально питаться, приводить себя в порядок и, в конечном счёте, умирает. Согласно последним наблюдениям, общее количество случаев уродства клювов среди птиц Аляски достигло 1800. Первыми жертвами ещё в 1990-х стали синицы, теперь от того же страдают вороны. Предполагается, что виной всему неблагоприятная экологическая ситуация – химикаты повреждают ДНК птиц. Но подтверждений этой теории не обнаружено, точно так же, как не выявлено никаких признаков болезни.

Обоняние

глупыш Экспериментально доказано, что, например, большие морские птицы глупыши и буревестники чувствуют запах рыбы за три километра. А вот альбатросы чувствуют запах приманки (кусок сала) аж за тридцать километров! Но морские птицы - не единственные представители пернатых, обладающих такими необычно чувствительными носами.

Нюхом различают растения

скворец С помощью обоняния скворцы великолепно различают виды растений. А зачем им это нужно? Оказывается, они вплетают в свои гнезда стебли тысячелистника, грубого золотарника, дикой моркови и других растений, обладающих токсичностью по отношению к бактериям и насекомым. Эти травы могут уменьшить количество паразитов в гнезде на 80 процентов!

Грифы ищут протечки в газопроводах

http://www.floridanature.org/photos/Cathartes_aura,_Wakulla_Springs,_20011220.jpg А способность реагировать на запах грифов-индеек (Cathartes aura)  использовали в своих интересах работники коммунального хозяйства США для обнаружения утечки газа на газопроводах. С этой целью они стали добавлять в состав транспортируемого естественного газа вещество с запахом тухлого мяса. Увидев кружащихся над трассой газопровода грифов, служащим компании оставалось только тщательно обследовать это место.

Нюхают цветы

http://birdway.com.au/ptilonorhynchidae/pages/SpottedBowerbird9964.htm Интересную особенность подметили орнитологи, наблюдавшие за жизнью птиц шалашников Chlamydera maculata , обитающих в Австралии и Новой Гвинее. Создав в дупле гнездо, самка замазывает в него вход, оставляя лишь небольшое отверстие. Она и появившиеся птенцы пробудут в нем до тех пор, пока не настанет время покинуть гнездо. И все эти дни самец будет носить им корм, а иногда и... цветы. Корм - понятно, а цветы-то зачем? Ведь птицы их не едят. Но, может быть, им нравится их запах?

Обоняние у большинства птиц развито очень слабо

киви

Это коррелирует с малыми размерами обонятельных долей их мозга и короткими носовыми полостями, расположенными между ноздрями и полостью рта.

Вынюхивает земляных червей
Самым лучшим нюхачом следует признать новозеландскую птицу киви, у которой ноздри находятся на конце длинного клюва и носовые полости в результате вытянутые. Эти особенности позволяют ей, сунув клюв в почву, вынюхивать земляных червей и другой подземный корм.

Нюхачи-стервятники

Считается также, что стервятники находят падаль при помощи не только зрения, но и обоняния.

Утки химически привлекают селезней
И еще одно любопытное наблюдение. Весной группе диких уток заткнули ноздри. И селезни сразу же перестали проявлять интерес к самкам. Полагают, что самки уток выделяют какие-то химические вещества, привлекающие самцов.

Вкус

колибри

У птиц развит слабо, потому что выстилка ротовой полости и покровы языка в основном роговые и места для вкусовых почек на них мало. Однако колибри явно предпочитают нектар и другие сладкие жидкости, а большинство видов отвергает очень кислый или горький корм. Однако эти животные глотают пищу не разжевывая, т.е. редко держат ее во рту достаточно долго, чтобы тонко различать вкус.

Языки
Дятлы и колибри
могут высовывать свой необычайно длинный язык далеко за пределы клюва. У некоторых дятлов он несет на конце направленные назад зазубрины, которые помогают вытаскивать насекомых и их личинок из отверстий в коре. У колибри язык обычно раздвоен на конце и свернут трубочкой для высасывания из цветков нектара.

Граклы меняют цвет

Quiscalus quiscula с сайта http://www.corbina.net/~galkao/page/Misc/birds/birds.htm Американские птицы граклы (Quiscalus quiscula), выглядят то разноцветными, то черными. Горловое пятно у обыкновенного рубиновогорлого колибри то вспыхивает ярко-красным, то кажется буровато-черным. Переливчатая окраска, которая изменяется в зависимости от угла зрения, обусловлена главным образом взаимным наложением своеобразно расширенных, скрученных и содержащих черный меланин бородок второго порядка.

Невидимые птицы

Трупиал http://www.corbina.net/~galkao/page/Misc/birds/birds.htm

Окраска бывает расчленяющей, т.е. состоящей из неправильной формы четко очерченных контрастных пятен, что «разбивает» контуры тела на как будто не связанные между собой, не похожие на живое существо части. Окрашенные таким образом кулики, например, камнешарка и крикливый зуек, почти невидимы на фоне галечникового пляжа.

Пугают цветом
Некоторым птицам свойственны яркие отметины на хвосте, туловище и крыльях, которые «вспыхивают» во время полета. Примерами могут служить белые рулевые перья у юнко (Junco hyemalis), белое туловище шилоклювого дятла и белые полосы на крыльях сумеречного козодоя. Яркие отметины играют защитную роль. Так, трупиал, внезапно «вспыхивая» перед атакующим хищником, на мгновение пугает его, получая дополнительное время для бегства. Также яркие пятна могут отвлечь внимание врага от важнейших частей тела.

Самые длинные и короткие ноги

Самые длинные ноги у страуса Struthio camelus, которые достигают 1,3 м. Самые короткие ноги у стрижей, которые относятся к семейству Apodidae (безногие). А вот представители семейства Jacanidae имеют самые длинные пальцы относительно длины тела. Крупные птицы из этого семейства могут похвастать пальцами длиной в 15 см.

Хвост служит точкой опоры

Дятел во время своих долбежных работ цепко держится за дерево лапами и упирается в него жестким хвостом.

Хвост-балансир
Хвост у сороки не украшенье, хотя он очень красив. Черный, с синеватым отливом хвост позволяет птице нырять почти что отвесно с высоты вниз и хорошо лавировать в зарослях. Той же самой задаче служит длинный нарядный хвост у фазана.

Для бекаса хвост - музыкальный инструмент. При резком снижении перья хвоста вибрируют, издавая звуки, похожие на блеянье молодого барашка.

У павлина хвост - огромный веер-экран, на котором разными красками писано все, что хочет сказать жених выбранной им подруге.

Многометровые хвосты

Хвост настолько выразительная часть животных, что некоторые селекционеры достигают успехов, выращивая петухов с хвостами, достигающими нескольких метров (Япония).