на главную/ Удивительный мир/ Эти удивительные.../

Эти удивительные земноводые, или амфибии

Удивительные земноводые, или амфибии (Amphibia)

c cайта http://141.84.51.10/palaeo_de/edu/lebfoss/andrias/fossandrias.jpg

Появление на свет

В процессе эволюции амфибии (Amphibia)приобрели легкие, которые заменили им жабры. Для жизни на суше земноводным прежде всего потребовалось обзавестись легочным дыханием. Для обеспечения обмена веществ земноводным потребовалось обзавестись первичными почками.  Их кожа снабжена железами, первичными почками, которые вырабатывают секрет, препятствующий высыханию. Появились подвижные веки, защищающие глаза от высыхания и загрязнения; развились более сложные, чем у рыб, органы слуха и обоняния. Глаза амфибий имеют способность видеть под водой. Барабанная перепонка защищает среднее ухо.

Жизнь в пограничной зоне

Таким образом, земноводные запечатлели в себе самый длительный в истории жизни на суше опыт борьбы за существование. Это привело к универсальности их анатомии и физиологии, обеспечив уникальную приспособленность к жизни в пограничной зоне.

Обонятельные рецепторы

Сравнительно недавно выяснилось, что на клетках обонятельного эпителия есть очень разнообразные белки-рецепторы — особые молекулы, с которыми связываются молекулы пахучих веществ. Некоторые белки-рецепторы отвечают за восприятие веществ, растворенных в воде, а другие — за восприятие летучих веществ, переносимых по воздуху. У лягушки есть и те, и другие: возможно, «водные» рецепторы нужны головастикам, а может быть, и некоторые взрослые лягушки могут чуять что-то и под водой, и на суше.

Древнейшая амфибия

Ichthyostega (первое четвероногое) была найдена в Гренландия, ее предполагаемый возраст 350 000 000 лет.

Первые амфибии появились в палеозойскую эру

Развитие Земли разделено на пять промежутков времени, которые называются эрами. Первые две эры, археозой и протерозой, длились 4 миллиарда лет, то есть почти 80% всей земной истории. Во время археозоя произошло образование Земли, возникли вода и кислород. Около 3,5 миллиардов лет назад появились первые крохотные бактерии и водоросли. В эпоху протерозоя, около 700 лет назад, в море появились первые животные. Это были примитивные беспозвоночные существа, например черви и медузы. Палеозойская эра началась 590 миллионов лет назад и продолжалась 342 миллиона лет. Тогда Землю покрывали болота. Во время палеозоя появились крупные растения, рыбы и земноводные. Мезозойская эра началась 248 миллионов лет назад и длилась183 миллиона лет. В это время Землю населяли огромные ящеры динозавры. Появились также первые млекопитающие и птицы. Кайнозойская эра началась 65 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. В эту пору возникли растения и животные, которые окружают нас сегодня.

Сколько их

В настоящее время описано порядка 5625 видов амфибий (на май 2004), из которых 4937 видов относятся к отряду бесхвостых Anura (лягушки и жабы), 520 – к отряду хвостатых Caudata (тритоны и саламандры), и 168 - червяги (Gymnophiona). Список видов постоянно пополняется, и с 1985 он увеличился еще на 35%.

В то же время популяции свыше 200 видов амфибий значительно сократили численность. 32 вида полностью исчезли. Причина – деградация местообитаний, экологические проблемы. Потепление климата и гибель в результате инфекционных болезней – другая причина.

В России обитают 6 видов хвостатых и 22 вида бесхвостых земноводных: отряды  хвостатые (Caudata = Urodela) — тритоны и саламандры и бесхвостые (Anura) — лягушки и жабы.

Древние амфибии мелового периода

В меловом периоде жили  парейазавры (пресмыкающиеся, напоминающие земноводных), длиной 3 м, которые обитали в Европе, Африке, Китае.

Тогда же жили и лабиринтодонты (многочисленная группа земноводных), длиной 5 м, среди которых имелись как наземные, так и водные животные.

Самые многочисленные…

с сайта http://www.kingsnake.com/westindian/eleutherodactyluscoqui2.JPG

Род лягушек Eleutherodactylus является самым большим родом среди позвоночных, но широкой публике он мало известен. В него включено более  500 видов, число которых с каждым годом увеличивается по мере описания новых видов. Все они распространены в тропической зоне Америки, ряд видов встречается во Флориде, Техасе и Аризоне. Из них наиболее известна  Eleutherodactylus coqui, живой символ Пуэрто Рико.

с сайта http://www.fiu.edu/~acaten01/herplab/bolitogl.jpg

Тритоны и саламандры являются, главным образом, обитателями влажных мест умеренной зоны Северного полушария. Они наиболее похожи на своих (и наших) предков, вышедших на сушу первыми. В этом отряде наиболее многочислен род перепончатолапых саламандр Bolitoglossa, включающий более 80 видов. Они встречаются в Мексике, а также Центральной и Южной Америке.Это полностью наземные животные, живущие в лесах. Наиболее известен вид Bolitoglossa pesrubra, из Коста-Рики.

червяга

В самом многочисленном роде червяг Ichthyophis насчитывается более 30 видов. это мелкие безногие слепые роющие или водные животные, обитающих в тропиках. Распространены они повсеместно в Юго-Восточной Азии и Индонезии. Червяги встречаются крайне редко.

Самая крупная червяга - Caecilia thompsoni, который достигает длины 151,5 см; самый маленький червяга - это Grandisonia brevis – в длину он имеет 11,2 см, но и это не рекорд,  самка Idiocranium russeli имеет длину 90 мм.

с сайта http://141.84.51.10/palaeo_de/edu/lebfoss/ausstellung/stuecke/salamanderalt.jpg

Самая крупная в мире амфибия – это гигантская китайская саламандра Andrias davidianus, длина тела которой составляет до 180 см. Животное длиной 115 см весило около 12,5 кг.

Самая крупная лягушка

http://www.nmnh.si.edu/rtp/students/2003/images/herpstour9.jpg  …голиаф (Rana или Conraua goliath), обитает в Западной Африке. В 1960 г. была поймана самка, которая весила 3 кг 306 г. Длина ее тела составляла 34 см, а с учетом вытянутых ног – 81,5 см. Пойманная в апреле 1989 г в реке Санага, Камерун, лягушка-голиаф весила 3,66 кг.

Самые маленькие амфибии

Thorius http://www.uta.edu/biology/campbell/herpetology/ccampbell12.jpg

Самая маленькая саламандра - Thorius arboreus и другие представители рода Thorius, которые, будучи взрослыми, предположительно достигают длины 15 мм. Thorius arboreus обитает в горах Сьерра де Жуарез в Оахаке (Sierra de Juarez, Oaxaca). Пойманная самка (они крупнее самцов) имела длину тела 20,0 мм.

Самая маленькая лягушка

кубинский карлик с сайта http://www.zunzun.cu/images/libros/banderas/caribe/curios4.jpg

... и одновременно самая  маленькая амфибия - кубинский карлик (Sminthillus limbatus),  обитающий  на  Кубе. Длина достигшей полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85 - 1,2 см.

К числу самых маленьких принадлежат и лягушки семейства Eleutherodactylus. Длина тела этих малышей всего 10 мм. Найдутся и другие виды, которые могут разделить с ней это звание: длина тела у них также приближается к 10 мм, это Psyllophryne didactyla из Бразилии и лягушки из рода Stumpffia (S. tridactyla, например) c Мадагаскара.

Лягушка-черепаха

Лягушка-черепаха (Myobatrachus) - единственный представитель семейства Австралийских жаб. У лягушки очень маленькая голова и короткие конечности сочетаются с округлым телом. В длину достигает 45 мм.
Живет под упавшими деревьями в песчаном грунте. Животное способно рыть норы в песке. Выходит на поверхность после дождей. Питается исключительно термитами и съедает за раз более 400 насекомых.

У рогатки голова составляет 3/4 объема всего тела

Украшенная рогатка (Ceratophrys ornata). Достигают размера 12-20 см. Название получила за кожистые выросты над глазами, напоминающие рожки; интересной особенностью этого вида является необычайно крупный рот. У рогатки голова составляет 3/4 объема всего тела, У нее толстые короткие лапы, вздутый живот и два больших глаза с золотистыми и серебристыми искорками. Окраска варьирует от бледной горчично-желтой туловища с ржаво-красными и серовато-зелеными пятнами до изумрудно-зеленой с желтыми прожилками. Спина покрыта плотным костяным щитком.
Пальцы передних конечностей свободны, задних - соединены короткими перепонками. У самцов на лапах имеются большие брачные мозоли.

Обитает в Южной Америке - Бразилии, Уругвае, Боливии и некоторых районах Аргентины (область На-Лампа). Эти амфибии обитают в сырых низинных местах, во влажных лесах по берегам водоёмов, в болотистых местах.
Животные ведут дневной наземный образ жизни. У рогатки довольно спокойное, пассивное поведение, однако у них очень сильные челюсти. В природе они охотятся из засады на земноводных, птиц и грызунов, могут в течении длительного времени переносить почти полное высыхание почвы.

Охотятся рогатки так: найдя подходящее место для засады, они при помощи задних лап быстро зарываются в землю, оставив на поверхности свою голову. Так они могут сидеть целыми днями, дожидаясь пока в зоне досягаемости не появится добыча. Окраска защищает и от хищников и маскирует от жертв. Как только лягушка или мышь подойдут слишком близко, следует молниеносный бросок, и прилипшая к языку добыча буквально втягивается в пасть. Челюсти рогаток так сильны, что вырваться из них просто невозможно, а ороговевшая кожа, как панцирь, надежно защищает голову от зубов и когтей пытающейся спастись жертвы.
В рацион питания входят мелкие грызуны (голыши), лягушки, насекомые (сверчки, тараканы, мучной червь, зофобас), перепелята. Рогаткам свойственен каннибализм. Также они способны проглотить пищу размером с себя.
Продолжительность жизни составляет 10 лет.
Psuedoeurycea http://www.uta.edu/biology/campbell/herpetology/ccampbell11.jpg

Самая высокогорная амфибия

Многие виды амфибий живут на высоте 4 000 м над уровнем моря, выше распространены только редкие виды саламандр и лягушек. Червяги населяют района не выше 1 500 м над уровнем моря.

Самая высокогорная амфибия  - это саламандра Psuedoeurycea gadovii, которая обитает на высоте свыше 5000 м над уровнем моря на вулкане Оризаба (Orizaba) в Мексике.

Самая высокогорная лягушка

с сайта http://www.wildlifeofpakistan.com/AmphibiansofPakistan/toadsofPakistanmain.htm Претендентов несколько. Возможно, это Bufo latastii (она была описана под именем Bufo siachinensis ученым Khan в 1997, который встретил ее на высоте 5238 м в Каракумах на территории Пакистане.
с сайта http://uk.geocities.com/craspedopus/frogs_on_line/mazanfrogs/telmatobius.JPG

В Южной Америке (Перу) обитает лягушка рода Telmatobius, которая также распространена на высотах, близких к 5 000 м над уровнем моря.

Верхний предел слуха у лягушки 10 000 Гц

Кровяное давление

у  зеленой лягушки – около 40 мм рт. ст., у членистоногих оно составляет 5-10, у активных рыб – 65-75, у птиц и млекопитающих – 120-180.

Не выносят соли

Так как легкие земноводных не обеспечивают их кислородом в полной мере, то большую роль играет кожное дыхание, для которого нужна влажная тонкая кожа. Поэтому земноводные могут жить только в достаточно влажных местах, да к тому же — только в пресной воде. Земноводные очень требовательны к отсутствию в почве и воде поваренной соли, которая особенно вредно влияет на развитие их икры и личинок. Они гибнут в воде, содержащей даже 1 часть хлорида натрия на 1 тыс. частей воды. Этим объясняется отсутствие земноводных на океанических островах.

Два дыхательных центра

В головном мозге лягушки имеются два обособленных друг от друга дыхательных центра. Один регулирует дыхание через легкие, второй – через кожу.

Зубастые и беззубые

У большинства лягушек есть зубы на верхней челюсти, и только один южноамериканский вид имеет зубы на нижней челюсти. В семейство Bufonidae, к которому относят жаб, зубы отсутствуют. Кстати, бывают и беззубые лягушки, которые относятся к другим семействам.

Передвигается кубарем вниз

с сайта http://www.californiaherps.com/salamanders/pages/h.sp.owensvalley.html

Саламандра Hydromantes platycephalus, обитающая в горах Mount Lyell живет в расщелинах скал на склонах. Если камень поднять, саламандра сворачивается в клубок и катится по склону холма, таким образом спасаясь от преследователя.

Выбивая дробь ногами

Самцы некоторых лягушек в тропических лесах, известные тем, что посылают сообщения, выбивая дробь ногами, являются единственными няньками и защитниками своих детенышей. После того, как мамаша откладывает яйца, отец стережет гнездо и носит своих отпрысков на спине, пока они достаточно не окрепнут, чтобы самостоятельно заботится о себе.

Сон длиной в 200 дней

Rana temporaria http://gutt.sg.free.fr/Images/rana-temporaria2.jpg

Травяные лягушки (Rana temporaria) вылезают на холодный мокрый берег весной, когда реки уже давно освободились ото льда. Проспав на дне тихой заводи около 200 дней, они скачут прочь от реки в рощи, где солнце уже обсушило землю. Через несколько дней они уже готовы приступить к икрометанию.

Для охоты и для отдыха

Озерные и прудовые лягушки всю жизнь проводят в воде или неподалеку от нее. Прибрежные заросли являются для них местом охоты. Водоем – это место для отдыха.

Охотничьи участки зеленых лягушек

охотничьи угодья с сайта http://mrw.wallonie.be/dgrne/sibw/photos/amphibiens/rana.esculenta.01.jpg …это пучки травы, выступающие из травы, или плавающий объект, с которого они прыгают на добычу. Лягушки защищают свои участки, наскакивая на захватчиков, нарушающих границы. На своих участках лягушки сидят на расстоянии метра друг от друга. Лягушки знают свои индивидуальные участки и всегда возвращаются к ним.

Лягушки квакают на более высоких частотах

Полагают, что транспортный шум может заставить самцов австралийских лягушек, желающих привлечь партнёршу для спаривания, квакать на более высоких частотах.

Маленьким лягушкам при этом издавать высокие звуки сложнее, поэтому им трудно найти друг друга — их "ква-ква" партнёрша может услышать в лучшем случае на расстоянии трёх метров. Поэтому некоторые видов лягушек постепенно приспосабливаются к шумным средам и "повышают голос".

Активность зависит от температуры

Лягушки на солнце с сайта http://nyfo.fws.gov/ec/images/frogs.jpg Утром, когда еще прохладно, лягушки собираются большими группами на плавающих предметах и греются на солнце. Когда же становится теплее, они расходятся по своим охотничьим участкам.

Самая яркая лягушка

с сайта http://www.reptilmania.com/img/bombina.jpg 1

это жерлянки, которые появляются в апреле. Жерлянку не сразу заметишь -  это маленькая зеленовато-серая лягушечка, которая сидит на воде среди плавающих стеблей и листьев. Брюшко у жерлянки все расписано яркими оранжево-красными узорами. Отпугивающая окраска предупреждает, что жерлянки ядовиты. Их яд имеет неприятный запах, вызывающий слезотечение, и при попадании на кожу – жжение и боль. Все лето они проводят в воде. Зимовать выходят на сушу, где забиваются под кучи хвороста и листвы, в норы грызунов.

Длины некоторых амфибий

Исполинская саламандра 1,5 м
Пятнистая саламандра 0,25 м
Цейлонская червяга  0,4 м
Исполинская лягушка 0,4 м
Жаба до 0,2 м
Лягушка травяная 0,1 м

Самые ядовитые животные

листолаз с сайта http://proyectogeo.eurofull.com/img/phyllobates.jpg Ярко окрашенные лягушки древолазы и листолазы (Dendrobates и Phyllobates), обитающие в Южной и Центральной Америке, выделяют одни из самых смертельных ядов. Листолаз ужасный (Phyllobates terribilis) - самый ядовитый из них.

Кто поставляет яды лягушкам-древолазам

Яд, которым обладают некоторые разновидности лягушек и птиц, попадает в их организм вместе с токсинами, употребляемых в пищу. На это указывает факт, что в неволе древесные лягушки не вырабатывали достаточное количество яда. Яды называются батрахотоксинами (batrachotoxins — BTXs). В коже одной лягушки, американского пятнистого древолаза, содержится столько этого мощного яда, что аборигены могут "приготовить" из него несколько десятков стрел, способных парализовать многих крупных животных, в том числе — и человека.

В Новой Гвинее был обнаружен жук, который носит в себе довольно много химиката.
Местные жители хорошо знают это насекомое, которое называют Choresine — контакт с ним вызывает покалывание и временную нечувствительность кожи. Исследователи собрали около 400 жуков и идентифицировали в них множество видов BTXs, причём некоторые из них ранее не были известны. Кроме того, близкие родственники жука часто встречаются в тропических лесах Колумбии и могут, таким образом, служить пищей местным лягушкам.

Чемпионы по прыжкам в длину

...среди лягушек – южноафриканская лягушка тонкотелый прыгун (Megalixalus leptosomus).  Имея длину туловища всего 5 см, она способна прыгать на 10 м.

Древесные лягушки

квакша с сайта http://www.zooclub.com.ua/img/1/3/28/29/291/2372.jpg Древесные лягушки – квакши (Hylidae), живут на юге России. Квакши обитают на деревьях, кустах, охотясь среди густой листвы, которая служит им отличным укрытием – от хищников и от палящих лучей солнца. Они ловко лазают, молниеносно и точно прыгают по ветвям и листьям. Большинство квакш ведет древесный образ жизни, и это обусловило особое строение конечностей: фаланги пальцев на концах имеют присоски. Окраска квакши меняется в зависимости от окружающего фона; покровы у большинства яркие, зеленых тонов. В России известны 2 вида — обыкновенная квакша, или древесница (длиной 3,5-4,5 см, в южных районах и на Кавказе) и дальневосточная квакша (длиной 4,8 см, на юге Дальнего Востока).
Веслоногие лягушки Rhacophoridae с сайта http://www.livingunderworld.org/gallery/photos/anura/rhacophoridae/rhacophorus/reinwardtii/reinwardti_yuwono_4.jpg

У веслоногих лягушек (Phacophorus) между пальцами передних и задних конечностей хорошо развиты перепонки. Перебираясь с ветки на ветки, эти лягушки совершают прыжки длиной 10-12 м.

Пение лягушек и жаб

Пение лягушек и жаб варьирует от щебетания вроде птичьего до скрежета, кваканья , хрюканья и мычания. .Эти земноводные поют с помощью голосовых связок; причем звук резонирует в надувающихся горловых мешках.

Ревнивые амфибии

Обделенные вниманием самки тритонов могут попытаться украсть сперму самца как раз в тот момент, когда он собирается впрыснуть ее в свою партнершу. Самки жабы еще более активны: ревнивые самки могут подкрасться к совокупляющейся паре и разорвать слившихся самку и самца.

Лягушачья икра

с сайта http://www.neherp.com/img/am3.jpg

Лягушки откладывают икру в небольших озерцах и прудах в виде студенистых комков. В свежей кладке яйца тесно примыкают друг к другу, а через некоторое время оболочка разбухает, и расстояние между ними увеличивается.

Лягушачье гнездо из листьев

Земноводные не замечены в особой заботе о своем потомстве.  Исключение составляет лягушка филломедуза из Южной Америки, которая строит подобие гнезда. Когда приходит пора позаботиться о потомстве, карабкается в крону деревьев. Самец и самка совместными усилиями сооружают гнездо из листьев, скрепляя их собственной слизью. В это гнездо, обязательно расположенное над водой, откладывается икра.

Большую часть своей жизни головастики проводят под защитой гнезда, но рано или поздно непрочная постройка не выдерживает веса подросших головастиков и прорывается. Головастики падают в воду, и ту них начинается новый период жизни. Молодые лягушата оставляют водоем и предпочитают, так же как и их родители, жизнь в вершинах деревьев.

Когда головастики растут быстрее

головастики с сайта http://www.howe.k12.ok.us/~jimaskew/frogeggs.jpg

В конце апреля или начале мая во всех лужах и мелких заводях будут видны маленькие черные головастики – потомство травяной (Rana temporaria) и остромордой (Rana arvalis) лягушек. Они будут расти и развиваться от двух до трех месяцев, в зависимости от температуры. В теплое лето быстрее, а холодное – медленнее.

Длина головастиков лягушки чесночницы может превышать 15 сантиметров.

Сколько лягушат выйдет из икры

лягушата с сайта Лягушат из икры http://www.scvas.org/babphoto/frog.jpg

Многие из птиц не прочь отведать лягушачьей икры, на головастиков есть свои любители - вороны, сороки, зимородки. Но больше всего головастиков гибнет, когда высыхают лужи и болотца. Покидает водоемы лишь 5% лягушачьего потомства.

Когда головастики крупнее лягушек

У шлемоголовой лягушки (Calyptocephalus gayi), живущей в водоемах Чили, головастики вырастают до 15 см, хотя сама лягушка имеет длину 20 см. У псеудисов, или удивительных лягушек, головастики более чем в 3 раза крупнее взрослых особей – 25 см против 7.

Из икры вылупляются лягушата

Жизненный цикл большинства амфибий предусматривает стадию головастика, которая длится несколько месяцев, которая сменяется быстрым метаморфозом с последующим многолетним проживанием в  условиях суши. Взрослые животные возвращаются в водоем, чтобы отложить икру. Есть и исключения. Так лягушки многочисленного рода  Eleutherodactylus мечут икру прямо на земле, и в короткий срок из икринок выходят миниатюрные лягушата. Это явление распространено среди тропических лягушек Америки. Лягушки рода Arthroleptis также в своем развитии минуют стадию головастиков. То же имеет место и в Юго-восточной Азии и на Мадагаскаре. В горных районах Северного острова Новой Зеландии обитает лягушка Leiopelma длиной около 5 см. Она замечательна тем, что из икры, отложенной ею на суше, вылупляются уже готовые лягушата, хотя и имеющие хвост. Это не единственная из амфибий, которая обладает способностью такой. Африканские лягушки рода Nectophrynoides сохраняют икринки в яйцеводе и рождают лягушат, миниатюрную копию взрослых.

Сексуальные порывы

у многих видов варьируются от жестоких страстных укусов до летального исхода. Самцы  некоторых жаб в своем рвении к воспроизводству готовы причинять самкам боль и страдания, иногда фатальные.

Размножение саламандр и тритонов

саламандра Pseudoeurycea smthi

Оплодотворение у подавляющего большинства саламандр и триотонов внутреннее, и самка захватывает клоакой слизистые мешки со сперматозоидами (сперматофоры), отложенные самцами. Количество икры, откладываемое хвостатыми, сравнительно невелико - от 2-5 до 600-700 яиц. Всем видам присуща забота о потомстве, начиная от простого случая завертывания яиц в листья подводных растений и кончая охраной яйцевых кладок и живорождением.

Некоторые виды саламандр - Salamandra salamandra, S. atra и родственные им дают рождение молодым, уже прошедшим стадию метаморфоза.

червяга с сайта http://www.univ-rouen.fr/amphibianphotobase/photo/amphibia/gymnophiona/caeciliidae/afrocaecilia%20taitana/002_herp.JPG

Интересной особенностью отряда безногих, или червяг является то, что все червяги (видимо, в связи с подземным образом жизни) перешли к внутреннему оплодотворению. Они рождают молодых, являющихся уменьшенной копией родителя.

Родительская опека

Лягушка-древолаз Dendrobates pumilio с сайта http://www.vivariumconcepts.com/pumilio.htm

Лягушка-древолаз Dendrobates pumilio не откладывает икру в прудах и ручьях. Первое время, до вылупления головастиков, она остается на земле. Когда появляются головастики, мать относит их к листьям бромелий, растений-эпифитов, в которых накапливается дождевая вода. В этих крошечных бассейнах головастики развиваются в лягушат. Мать кормит их неоплодотворенной икрой.

Лягушки прыгали под ногами у динозавров

Это сиреневые лягушки с маленькой головой, живущие в Гатских горах на западе Индии.
лягушка Дарвина Rhinoderma darwinii с сайта http://batraciens.net/rhinoderme2.jpg

Самцы лягушки Дарвина Rhinoderma darwinii, вынашивает свою молодь в резонирующих мешках до тех пор, пока она не завершит метаморфоз. Самки лягушки Rheobatrachus silus вынашивают свое потомство в желудке. Все время. Пока происходит вынашивание,  матери постятся. У них рождается свыше 20 лягушат.

Червяги кормят свое потомство. У головастиков хорошо развиты челюсти и зубы, которыми они  соскребывают секреторные выделения со стенок яйцевода.

Более 100 тыс. вредителей за лето

Rana esculenta с сайта http://www.ittiofauna.org/webmuseum/anfibi/ranidae.htm

Травяная лягушка (Rana temporaria) съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных. При численности 100 лягушек на гектаре они уничтожают за период летней активности более 100 тыс. вредителей.

Прудовая лягушка называется по-латыни Rana esculenta, что означает «съедобная». Так ее назвал знаменитый шведский ученый Карл Линней. Это связано с тем, что задние лапки лягушки – гастрономический деликатес. Их варят в супе, запекают в сухарях и сметане, поджаривают. Французы ловят лягушек на удочку, используя в качестве приманки старые тряпки.

Лягушачьи фермы

лягушка-быка (Rana catesbeiana) с сайта http://www.biomuncie.org/Wildlife/Bullfrog.jpg

В США имеются фермы, на которых разводят лягушку-быка (Rana catesbeiana). В продажу при этом поступают задние лапки, пара которых весит 250-400 г.

Когда охотятся на лягушек

В Закарпатской области на Украине местные жители охотятся на лягушек. Этот промысел процветает здесь с тех пор, как отступающие солдаты Наполеона угостили лягушатиной местных крестьян. За свои гастрономические пристрастия жители села получили в округе прозвище "жабляры". Местные рестораны принимают лягушачьи лапки по цене 10 долларов за килограмм. Сезон охоты на земноводных длится до первых весенних гроз. Знающие люди говорят, что потом лягушачье мясо становится слишком жестким.

Резко открывает глаза и их ярко-красным окрасом вводит нападающего в замешательство

Красноглазая квакша (Agalychnis callidryas). Принадлежит к роду яркоглазых квакш, распространенных в Центральной и Южной Америке, в тропических "дождевых" лесах. красноглазые квакши населяют средний и верхний ярусы деревьев, великолепно маскируясь среди листьев. Самки достигают длины 7,5 сантиметра, самцы несколько меньше. Основная окраска – зеленая, бока и основания лапок – синие с желтым узором, пальцы – оранжевые. Питаются различными насекомыми, паукообразными, мелкими ящерицами и лягушками. Как многие другие тропические животные, не имеют четкого периода размножения.
Ведет ночной образ жизни. Красноглазые квакши могут плавать, у них параболическое зрение и хорошее осязание. Днем лягушки спят на нижней стороне зеленых листьев, прячась от хищников.
Во время отдыха их глаза закрыты полупрозрачной мембраной, которая не мешает лягушкам видеть. Если на красноглазую квакшу нападает хищник, она резко открывает глаза и их ярко-красным окрасом вводит нападающего в замешательство. В момент, когда хищник застыл, лягушка убегает.

Запрет на вывоз лягушек

Существует в китайской провинции Хэбэй, крупнейшем экспортере лягушачьего мяса. Властям пришлось пойти на это шаг из-за ущерба, который наносит экологии региона массовое уничтожение диких лягушек: в провинции расплодилась саранча и другие вредные насекомые.

Лягушачья икра способна омолаживать человеческие клетки

шпорцевые лягушки (Xenopus) с сайта http://www.solcomhouse.com/xenopus.jpg

Незрелые лягушачьи икринки могут омолаживать взрослые человеческие клетки. Молекулы ядра этих клеток возвращают взрослые человеческие и мышиные клетки к адаптивному состоянию, более свойственному стволовым клеткам.

Джон Гердон (Кембридж) ввел в незрелые икринки шпорцевых лягушек (Xenopus) ядра взрослых мышиных и человеческих лейкоцитов. Два дня спустя в клетках появился характерный маркер мышиных и человеческих стволовых клеток, молекула Oct4 RNA. Это означает, что взрослые ядра начали вести себя как стволовые клетки. Ученые надеются изолировать вызывающие этот эффект вещества и потом использовать их для перепрограммирования обычных взрослых клеток - от кожи до крови. Тогда им удастся получить новый, практически безграничный источник подходящих реципиенту стволовых клеток, с помощью которых можно будет восстанавливать ткани, поврежденные, к примеру, болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.

Лягушка – живой барометр

С помощью лягушки можно узнать, изменится ли погода в ближайшее время. Посадите лягушку в банку с небольшим количеством воды, в которую поставьте деревянную лестницу, и ведите наблюдение. Через некоторое время лягушка освоится. Если она поднимается по лестнице, ждите плохой погоды.

Кожа у лягушек очень легко испаряет влагу. В сырую погоду, когда собирается дождь, она вылезает на поверхность. Если лягушка спускается с лестницы – погода будет переменная, барахтается на поверхности – тепло, солнечно, сухо. В сухой атмосфере кожа ее обезвоживается, поэтому лягушка, если дело идет к теплу, сидит в воде. По окончании сеанса лягушку необходимо выпустить туда, где она была поймана.

На планете обитает около 650 видов жаб

серая жаба с сайта http://www.mediterranea.org/cae/divulgac/anfibios/bufo.htm Самое известное из них семейство Bufonidae представлено 410 видами с 34 родами, которые распространены по всему миру. По внешним признакам от лягушек жабы отличаются относительно короткими задними ногами, сильно бугорчатой кожей, позади глаз по бокам головы у них два крупных вздутия – околоушные железы – паротиды. Рот у жабы беззубый.

Жабы-путешественники

жабы-путешественники с сайта  http://www.mediterranea.org/cae/divulgac/anfibios/bufo.htm

Перезимовав в подземных укрытиях, жабы в апреле пробуждаются и начинают пробираться к воде. Теплыми ночами они ползут к местам, пригодным для икрометания. Особенно много жаб отправляется в поход во время  дождливых ночей. Они возвращаются в родные водоемы, где когда-то появились на свет.

Перенесите жабу из пруда, где она родилась, в другой, вполне пригодный. Она покинет его, отправится искать свой родной. Жабы возвращаются и упорно ищут те водоемы, которые уже пересохли или засыпаны.

Жабьи тропы

Жабьи тропы http://www.mediterranea.org/cae/divulgac/anfibios/bufo.htm

У каждой жабы есть свой путь, которым она из года в год приходит к водоему. Первыми спешат к водоему самцы, они захватывают лучшие места на водоеме. Свою территорию он оберегает от конкурентов и по теплым вечерам, выбравшись на кочку, призывает самку. Самки появляются неделей позже самцов. Выметав икру, самки тут же уходят из воды, чтобы вернуться сюда лишь следующей весной. Через несколько дней покидают пруд и самцы. У некоторых жаб от летних охотничьих территорий до воды путь дальний: два-три километра.

Жабья икра

жабья икра с сайта http://www.mediterranea.org/cae/divulgac/anfibios/bufohuevos11d.jpg

…выглядит как тонкий шнур, в котором икринки расположены двумя правильными рядами. Его длина может быть до 7 метров. Такие шнуры часто можно увидеть в неглубоких лужах, где шнуры оплетают подводную растительность или лежат на дне. Самка откладывает до 35 тыс. икринок.

Самцы заглатывают оплодотворенные яйца

Самцы ринодермы Дарвина (жабы) заглатывают оплодотворенные яйца и вынашивают потомство во рту. На самом деле, самцы многих видов – рыб и птиц – ответственны за заботу о детях.

Жизнь амфибий зависит от климатических изменений

Лягушки, жабы, тритоны и прочие земноводные твари больше, чем остальные живые существа, зависят от климата. Во всем мире популяции амфибий резко сократились в конце 70-х годов. Виновато глобальное потепление.

Жабы откладывают икру в небольших озерах, на мелководье. Это происходит ранней весной, как только начинает таять лед. Каждая самка откладывает в среднем 12 тысяч икринок, но в скоплениях жабьей икры в воде их можно насчитать до миллиона. Оказалось, что слишком тонкий слой воды не может защитить икринки от солнечной радиации - интенсивный ультрафиолет их убивает. Но даже если икринки не погибают от радиации, она вызывает стресс и ослабляет их иммунную систему. Тогда эмбрионы становятся жертвами подводных паразитов.

Уровень воды в маленьких озерах зависит от количества снега в горах и осадков - и то, и другое уменьшается по мере потепления. Таким образом, прослеживается цепочка зависимых явлений: глобальное потепление - обмеление озер - солнечная радиация - стресс - паразиты - гибель эмбрионов.

Самая большая жаба

жаба ага http://www-astro.physics.ox.ac.uk/~erik/toad/images/bufo.marinus.jpeg

…это жаба ага (Bufo marinus), обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии. Активна ночью. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г. В 1991 г., согласно проведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену Форсбергу из Акерс-Стикебрука, Швеция, составляла 2,65 кг, а длина от кончика морды до анального отверстия в вытянутом состоянии -53,9 см. Чаще встречаются особи длиной до 25 см.

Ядовитые железы
У всех жаб за глазами на спинной стороне головы имеются крупные околоушные ядовитые железы – паротиды, а по всей спине – множество мелких железок. Для человека они не опасны, но, попав на слизистую оболочку глаз и рта, могут вызвать слабое жжение. У южноамериканской жабы ага (Bufo marinus), достигающей длины 25 см, яд настолько силен, что собака, схватившая жабу, быстро умирает. Местные индейцы использую ядовитые кожные выделения ага, для смазки наконечников своих стрел и копий. Эта жаба весьма прожорлива; питается насекомыми, моллюсками, другими мелкими животными. Ага разводят для истребления вредителей на плантациях сахарного тростника (Пуэрто-Рико, Гаити, Гуам, Гавайи, Соломоновы острова).

Самая маленькая жаба

оранжевая жаба (Bufo periglenes) с сайта http://perso.wanadoo.fr/batraciens/periglenes_m.jpg

…это черногрудая жаба (Bufo taitanus beiranus), обитающая в Африке. Самый крупный экземпляр имел 24 мм в длину.

Редчайшая амфибия
…это оранжевая жаба (Bufo periglenes). Популяция оранжевой жабы резко и внезапно сошла на нет всего лишь за 10 лет. Последние данные о встрече с этими жабами (11 особей) были получены в 1990 г.

Камышовая или тростниковая жаба была завезена в Австралию из Южной Америки в 1935 году для борьбы с вредителями сахарного тростника ( Bufo marinus). Она продолжает свое победное завоевание территории Австралии, вытесняя местных лягушек. Спина жабы покрыта ядовитыми железами. Яд может проходить через неповрежденную кожу человека и вызывать усиленное сердцебиение и удушье. Жаба может стрелять своей ядовитой слюной на расстояние до 1 метра, целясь при этом в глаза животных. Это необходимо учитывать маленьким детям и любопытным домашним собачкам. Жабье мясо довольно токсично и убивает змей, кошек и собак, которые ею "полакомятся". Кстати, и мясо большей части известных природных австралийских жаб и маленьких лягушек считается токсичным. А их здесь больше полутора сотни разных видов…

Продолжительность жизни амфибий

саламандра Andrias japonicus   c cайта http://www.museum.pref.mie.jp/miehaku/research&study/Red2005/Img/oosannsyouuo2.jpg

Представитель вида Salamandra salamandra прожил 50 лет в условиях содержания, а саламандра Andrias japonicus - 55 лет. По данным исследования скелета вид Ambystoma maculatum, обитающий в природе, достиг возраста 27 лет. Известна Серая жаба (Bufo bufo), которая прожила в неволе 36 лет (данные Duellman и Trueb, 1986), в то время как в природе редко встречаются жабы старше 6 лет.

Демографический бум охватил популяцию американской лягушки-быка

Обитающие на севере американского континента лягушки-быки ныне расселились по всему земному шару. И как любые завоеватели, они не останавливаются ни перед чем - они выживают с захваченных территорий других амфибий и, если надо, даже поедают их.

Победное шествие лягушек началось в 1898 году, когда начался их импорт в Калифорнию. Цели импорта были кулинарные - местным гурманам приглянулись мясистые лягушачьи лапки. Затем "деликатес" поехал в Азию, Европу и Южную Америку. Некоторые лягушки, видимо, удрали с кухонь и прижились на новом месте. А естественных хищников, регулирующих их численность в исконных местах обитания, там не оказалось. В их отсутствие лягушки стали размножаться сказочными темпами.

Самка лягушки-быка может отложить до 20 тысяч икринок, в то время как самки других видов лягушек - от 2 до 3 тысяч. Конечно, имея такой численный перевес, лягушки-быки способны быстро стать доминирующим видом и подавить остальных амфибий. Плюс ко всему, эти лягушки практически всеядны и с успехом поедают все, что способно уместиться во рту: птиц, крыс, мышей, ящериц, черепах, рыбу, других лягушек.

Продолжительность жизни жабы

Средняя продолжительность жизни жабы – 5 лет, максимальная – 36 лет.