Муравьиный лев в классе (молодежная программа по энтомологии)

Программа "Муравьиные львы в школьном классе" предназначена для изучения энтомологии. Она подходит для любой возрастной группы.

Муравьиные львы - насекомые, принадлежащие к отряду Сетчатокрылых (Neuroptera), семейству Муравьиные львы (Myrmeliontidae). Названием муравьиные львы обязаны личинке, которая питается муравьями. Взрослые насекомые похожи на стрекоз, но усики у них хорошо заметные, булавовидные, а крылья складываются вдоль тела кровлеобразно. Тело вытянутое, стройное, с четырьмя прозрачными или пятнистыми крыльями, покрытыми густой сетью жилок. Летают вечером и ночью порхающим полетом. Имаго поедают пыльцу или не питаются. Эти насекомые связаны с опушками, сухими склонами и степями, поскольку нуждаются в песчаной почве, где развиваются их личинки.

Личинка толстая, короткая, строит в песке воронку, на дне которой сидит, зарывшись в песок и выставив наружу только кривые, как сабли, челюсти. Если по краям воронки ползет муравей или другое мелкое насекомое, песчинки оседают под ними и жертва начинает сползать вниз. Муравьиный лев осыпает жертву градом песчинок, а как только она упадет на дно, тотчас вспрыскивает челюстями, имеющими тонкий внутренний канал, паралитические токсины и пищеварительные соки. Держа пойманное насекомое, личинка постепенно высасывает из него все, а оставшуюся шкурку, подкинув головой, выбрасывает за края воронки. В том случае, если насекомое-жертва попробует бежать, песчинки, осыпавшиеся из-под его ног, попадут на муравьиного льва, и он возобновит охоту. Не все личинки муравьиного льва роют воронки, часть видов яму не копают, а активно охотятся за добычей.

Муравьиные львы - насекомые, поведение которых интересно наблюдать. Школьникам предлагается вести записи цикла развития личинок и описания добычи, пойманной ими. Предлагается отмечать, как ведет себя хищник с добычей и каких насекомых он исключил из своего рациона.

Этапы работы: поиск муравьиного льва, оборудование места для его содержания (горшок или аквариум с просеянным песком. высота песчаного грунта не менее 10 см, иначе воронка не будет эффективной), кормление насекомыми разных видов. Воды не требуется, влагу хищники получают из добычи. Муравьиных львов следует кормить часто, каждые 2 дня, но не страшно, если вы пропустите день. Кормом для муравьиного льва могут служить муравьи, пауки, небольшие сверчки и других мелких насекомых. Если вы покупаете сверчков в зоомагазине, спрашивайте мелких животных на второй или третьей стадии нимфы. Взрослые сверчки слишком велики для муравьиных львов, они с ними не справятся.

Также будет интересно заполнить контейнер цветным песком, чтобы увидеть сочетание цветов, когда муравьиных львов роет яму.

Личиночный период у муравьиных львов длится от 1 до 3 лет, в зависимости от возраста, в котором он к вам поступил. По окончании личиночной стадии муравьиные львы прекращают кормиться и прячутся в песке, где с ними происходит метаморфоз длительностью три недели. На это время чашку с животных следует поместить а клетку или покрыть сеткой (марлей), чтобы взрослая особь не выбралась. В эту клетку следует поместить ветку для насеста, чтобы имаго могла высушить крылья, после вылупления они мягкие и нуждаются в обсушивании. Песчаные чашки с животным следует проверять каждый день на предмет появления взрослой особи.

Муравьиных львов хорошо использовать в качестве наглядного учебного пособия, поскольку их нетрудно содержать, они активны во время кормления, реагирую на каждое насекомое, попавшее в воронку. Их поведение захватывает внимание студентов и порождает вопросы, которые могут стать основой для урока.

Предлагаются следующие темы исследования муравьиных львов:

* Какие виды насекомых входят или не взходят в рацион питания муравьиного льва.
    * Изучение строительства воронки-ловушки.
    * Как песок различной крупности влияет на способность муравьиных львов строить ловушки.
    * Использование других сыпучих материалов (исключая сахарный песок и муку) для строительства воронки, наблюдение эффектов.
    * Выпуск взрослых муравьиных львов, составление коллекции куколок и коконов.

Источник: Antlions in the Classroom