Лемуры Мадагаскара

Лемурия

Мадагаскар иногда называют Лемурией. Тут можно встретить 99 видов и подвидов лемуров, из них 39 были открыты совсем недавно, в период между 2000 и 2008.У лемуров круглые, часто очень большие и светящиеся в темноте глаза, вытянутая мордочка, длинный, но не цепкий, как бывает у обезьян, хвост, короткие передние лапки (они прыгают на двух задних лапах). У них пронзительный, похожий на плач капризного ребенка голос. По ночам в лесах раздаются громкие «лемурьи концерты». Лемуры живут стаями на деревьях, питаются насекомыми и плодами.
На Мадагаскаре и на соседних островах население считает лемуров священными животными. Существует легенда, что когда-то очень давно лемуры были людьми, а потом, живя в лесу, обросли шерстью и превратились в животных. Когда какой-нибудь неосторожный лемур попадает в ловушку, малагасиец обязательно освободит его и выпустит, а если лемур ранен, то вылечит. Увидев лемура в лесу, крестьянин или охотник церемонно с ним раскланяется и поприветствует, словно близкого родственника.
К этому семейству относятся мышиный лемур – самый мелкий представитель приматов (12 – 13 см длиной), ври (достигающие длины 100 – 115 см), а также катта, монго и др. Эти проворные, подвижные зверьки живут главным образом на деревьях семейными группами, питаются плодами, насекомыми, ведут ночной образ жизни. Другое семейство, индри, объединяет короткохвостых индри, мохнатых индри и хохлатых индри, или сифак. Кроме того, здесь встречается диковинное существо с очень цепкими передними конечностями – руконожка.

Ай-ай (айе)

Ай-ай (айе), или мадагаскарская руконожка - Daubentonia madagascariensis - самый крупный представитель ночных приматов. Имеет бурый окрас в белую крапинку и большой пушистый хвост. Особенность ай-ай, которая сразу бросается в глаза, это третий палец на передних конечностях. Этим пальцем животное и расчесывает мех, и использует для питья, добычи и потребления корма. Эксперименты ученых показали, что руконожки при поиске пропитания, как и летучие мыши, используют эхолокацию. Третий палец ай-ай улавливает звуковые волны,возникающие и распространяющиеся в толще дерева при простукивании - таким образом зверек пытается обнаружить ход личинок в древесине.

Кошачий лемур или кольцехвостый лемур

Кошачий лемур или кольцехвостый лемур - Lemur catta — наиболее известный вид из семейства лемуровых. Это символ острова Мадагаскар. Хвост кошачьего лемура - главная гордость этого животного. Если тело лемура достигает примерно 40 см в длину, то хвост – всех 55 сантиметров! Мадагаскарское название кошачьего лемура — маки.

Жители Мадагаскара приписывают лемурам удивительные способности. Например, они уверены, что эти животные знают секреты врачевания: члены семьи собирают целебные травы и кладут их поверх ран больного сородича. Рассказывают также, что самки лемуров, перед тем как родить, плетут из веточек люльку и вешают ее на дерево, предварительно наложив на дно камней, чтобы колыбель не снесло ветром.

Мало кто на свете умеет так любить, как кошачьи лемуры. Когда образуется семейная пара, связь длится всю жизнь. Если один лемур погибает, второй впадает в страшную меланхолию: жизнь для него теряет всякий смысл.

У лемуров очень чувствительная кожа: на поверхности ладони присутствует гребешковый рельеф – особое образование из впадин и возвышений, благодаря которому лемуры способны «видеть руками».

В стаю кошачьих лемуров обычно входят 12-25 особей. Группу возглавляет доминирующая самка и самец. При этом самки доминируют над самцами, их положение в иерархии стабильно. Матери часто отдыхают группами, приводят себя в порядок, расположившись на лесной подстилке. Дети в это время играют, переползая с одной самки на другую. Бывает, что на одной многотерпеливой самке висят сразу трое или четверо отпрысков, а другая тем временем, наклонившись к ней, любовно их вылизывает. А вот самцам свое право доминировать постоянно приходится подтверждать в схватках. Каждый член стаи знает свое место в социальной иерархии. В своем сложном обществе, лемуры развили изощренный язык, благодаря которому они постоянно общаются друг с другом.

Самцы используют запах, которые выделяют подмышечные железы, как оружие. Перед схваткой самец растирает их запястьями, пропускает хвост между ног, прижимает его к груди и продергивает между запястьями, чтобы он хорошенько пропитался этими выделениями.

Мышиный лемур

Самый мелкий из мадагаскарских лемуров, самый маленький наш родственник - мышиный лемур, или карликовый маки Microcebus mittermeieri. У него курносый нос и большие выразительные глаза. Вес этих зверьков 45-85 граммов. Новорожденных малышей-крошек мать носит, ухватив зубами за шкурку на боку, и они никогда не виснут на ней ни снизу, ни на спине.

Индри и сифака

Indri Очень интересно семейство индриевых лемуров. В нем четыре вида. Индри - самый крупный из живущих ныне лемуров. Длина его туловища вместе с головой около метра. Индри - великолепный прыгун: отталкивается, резко выпрямив задние конечности, и стоя летит по воздуху, снова и снова высокими скачками переносясь с дерева на дерево. Самое любопытное, что обычно при таких прыжках-полетах у зверей в ход идет хвост. А у индри хвоста нет - так, небольшой отросток, но это не мешает его "гигантским качелям".

Родственник индри - лемур сифака. Он прыгает настолько хорошо, что даже утратил способность бегать на четвереньках. У него задние лапы значительно длиннее передних, и если он иногда и спускается на землю, то передвигается прыжками в вертикальном положении, отталкиваясь обеими ногами.

На восходе, в утренние часы, индри и сифака нежатся на солнышке, при этом лемуры воздевают руки к небу, чтобы их хорошо прогрело. Эта молитвенная поза долгое время служила лемурам "охранной грамотой": на животных-солнцепоклонников не охотились. Но теперь суеверные страхи исчезли, и лемуров уже ничто не защищает. Ни то, что они - наши родственники, ни то, что это - вымирающий вид.