на главную/ Птичий атлас/ Москва и Подмосковье: Птицы Москвы и Подмосковья (с описанием)/

Поганка большая, чомга

Большая поганка

Большая поганка, Чомга - Podiceps cristatus L. Самая крупная из поганок, величиной с крупную утку (масса 1,0-1,2 кг и даже до 1,5 кг). Окраска резко двухцветная: темный буроватый верх и белый низ. На голове темная «шапочка», между «шапочкой» и глазом светлая полоска, отличающая чомгу от серощекой поганки. Весной развиты каштановый воротник и «ушки» на голове. Клюв почти целиком красный, ноги зеленоватые, глаза красные. Шея спереди светлая, прямая и длинная, все тело тоже удлинено. В полете лапы вытянуты назад, а шея - вперед и немного вниз. Полет прямой и быстрый, но мало маневренный. Взлетает неохотно, с длинным разбегом. На воде при опасности чомга моментально ныряет и выныривает далеко, выставив только голову и шею. Плавает и ныряет прекрасно. Голос разнообразный: весной - громкий горловой крик «киуа», опознавательный позыв - «кьюик».

Заселяет крупные, хорошо прогреваемые равнинные озера с зарослями водной растительности и с достаточно большим зеркалом открытой воды, богатые рыбой. Там, где человек создает благоприятные для нее места обитания, чомга их заселяет. Например, она заселила Братское водохранилище на Ангаре. Обычно чомги гнездятся на водоемах площадью не менее 20 га и глубиной не менее 1 м.

Чомга - перелетная гнездящаяся птица. Обычно гнездится отдельными парами, лишь на крупных озерах образует колонии. Гнездовые участки постоянны. Гнездо начинает строить не сразу, иногда через месяц после прилета. Гнездо плавучее или опирающееся на дно, довольно крупное (общая высота 25-60 см, высота над водой — 3-10 см, диаметр до 65 см); обычно оно сделано из тростника, не только сухого, но и зеленого. Кладка — от 3 до 6 яиц. Яйца сперва матово-белые, затем приобретают буроватый оттенок. Вылупившиеся птенцы залезают на спину одному из родителей, другой их кормит. Взрослые носят птенцов на спине по крайней мере две недели.

В отличие от остальных поганок, чомга питается преимущественно мелкой рыбой, а также водными насекомыми, их личинками, моллюсками, ракообразными и прочими водными беспозвоночными. Основной способ добычи пищи - ныряние. Долгое время считали, что чомга приносит вред рыбным запасам, особенно в местах интенсивного рыборазведения. Специальные исследования, проведенные в дельте Волги показали, что масштабы вредной деятельности чомги ничтожно малы.

По материалам сайта: Птицы Средней Сибири