Каравайка | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Каравайка

Каравайка - Plegadis falcinellus - в настоящее время гнездится в Восточной Приазовье, в дельтах Волги и Терека, на озерах Калмыкии, а также в ряде районов Северного Причерноморья. Длина 48-66 см, масса - 500-580 г, размах крыльев 80-95 см. Оперение коричневое с медно-красным отливом, спина, крылья, хвост - темные с металлическим зеленым блеском.

Оголенная часть лица невелика, темного цвета, окаймлена белыми узкими полосками. Клюв, ноги, радужина - темные. Осенью и зимой оперение более тусклое, на шее, голове, груди появляются белые пестрины.

Каравайка - единственный вид семейства, распространенный в обоих полушариях. В Америке - в приатлантических частях от Канады до Мексики, островов Карибского моря и Гвианы, в Старом Свете - спорадически по всей Африке, Австралии, в Евразии - в тропиках, а также на юге Европы, в Средней Азии и Казахстане. Из северных частей ареала на зиму улетает.

В России каравайка гнездится в Предкавказье и Прикаспии, сравнительно редка, занесена в Красную книгу, численность оценивается в 6000 пар На большей части ареала обычна. В ряде мест ведет номадный образ жизни, гнездясь при благоприятных климатических условиях. Обычно каравайки собирают корм, стайками зондируя ил на мелководьях, основу питания составляют водяные беспозвоночные. В случае массового появления саранчи переходят на сбор этого сухопутного корма. На места гнездования в России прилетают в апреле, гнездятся на деревьях, кустах, заломах тростника по берегам рек, озер, стариц. Некоторые колонии насчитывают тысячи пар.

В кладке у каравайки 4-5 зеленовато-голубых яиц, птенцы покрыты темным пухом, имеют светлые перевязи на клювах. Насиживание длится 20-23 дня (самка насиживает в основном ночью), выкармливание - 25-30 дней. Осенняя миграция идет в августе - сентябре, взрослые летят отдельно от молодых, иногда каравайки образуют стаи в тысячи птиц, концентрируясь на морских побережьях. Молодые птицы похожи на взрослых, но тусклее. Половая зрелость - с 2-х лет, рекорд продолжительности жизни - 21 год.

По материалам Е.А. Коблик. Разнообразие птиц. Ч.1, Москва, Издательство МГУ, 2001 г.