Обитатели Черного моря

В Черном море обитает 2500 видов животных, из них  500 видов одноклеточных организмов, около 1900 - беспозвоночных, 185 (или 193) вида рыб и 4 вида млекопитающих. Это очень мало (для сравнения, в Средиземном живет около 9000 видов). По составу и характеру распределения живых организмов очень своеобразно и неповторимо. Ни одно море на Земле не имеет разделения по глубине на две зоны - кислородную (до глубины 150-200 м) и лишенную жизни сероводородную (ниже 200 м), занимающую 87% его водной массы.

К фитопланктону относятся зеленые, сине-зеленые, кремнежгутиковые, перидиневые и диатомовые водоросли. В зоопланктоне - икра более 30 видов рыб, медузы, морские черви, веслоногие рачки, личинки моллюсков, червей, раков и "виновница" свечения моря одноклеточная ноктилюка, на долю которой приходится в отдельные периоды половина веса зоопланктона.

К бентосу относятся прикрепленные, свободно лежащие на дне, закапывающиеся, передвигающиеся по дну и плавающие над самым дном животные. Заросли филлофоры в северо-западной части моря - любимое местообитание мальков более чем 30 видов рыб, и все потому, что более кормное место отыскать в море трудно. С 1 кг цистозиры можно собрать 9000 вкусных червей полихет, 3000 мелких моллюсков и до 2000 ракообразных.

В составе бентосных животных самые различные виды беспозвоночных: рачки бокоплавы, многощетинковые черви, раки, асцидии, корненожки, гидроиды, актинии и моллюски. Из брюхоногих - рапана, насса, риссоа, цекум, китайская-шапочка и др. Из пластинчатожаберных - мидия морской гребешок, венус, талес и еще многие виды моллюсков. К бентосу также относятся донные, живущие у дна рыбы, - скаты, камбала, султанка, морской ерш, коровка-звездочет, морской дракон. В море все многообразие растений и животных тесно взаимосвязано друг с другом и составляет единую экологическую систему. Ни одно звено из нее не может быть изъято без существенного вреда для других, и численность, и здоровье каждого из видов определяютсяэтими же показателями для других видов, так как в море существует единая пищевая цепь.

Черное море одно из самых малообитаемых морей на земле. На один кубический километр черноморской воды приходится всего тридцать семь килограммов биологической массы. Так получается потому, что жизнь в Черном море сосредоточена только в узкой прибрежной полосе в области небольших глубин. Ниже двух сотен метров жизни нет.