Бесполезные органы у животных и человека

Еще Чарльз Дарвин в "Происхождении видов" (1859) и более поздних работах писал о "бесполезных" органах в анатомии животных и человека, которые остались у них в процессе эволюции. Эти органы имели значение на определенном этапе развития организма, но впоследствии их роль стала минимальной и несущественной.

Слово "рудиментарный" в переводе с латинского имеет такие значения, как "зачаточный, недоразвитый, исчезающий, остаточный". И вот к такого рода образованиям биологи отнесли те анатомические структуры, которые в соответствии с учением Дарвина достались нам от далеких эволюционных предков, потеряв при этом свои первоначальные функции и даже став для нас бесполезными. Но насколько весомы научные доводы под такого рода утверждениями?

Еще в начале XX столетия список "рудиментарных органов" был значительно шире, чем в современных учебниках. Он состоял приблизительно из 180 органов и анатомических структур. К ним, в частности, относили такие жизненно важные образования, как тимус (вилочковая железа), эпифиз (шишковидная железа), миндалины, коленные мениски. По словам профессора Дэвида Ментона, если ученым не удавалось определить функцию органа в организме, его считали рудиментом. "Поэтому не удивительно, – подчеркивает профессор Ментон, – что с ростом научных знаний и исследований список таких органов становился все меньше и меньше". В настоящее время, как считают многие ученые, этот список пора полностью упразднить.

Профессор Джерри Бергман, совместно со своим коллегой доктором Джорджем Хоувом, пишет:
"Ученые обнаружили, что большинство из так называемых рудиментов выполняют даже не одну, а несколько важных функций. Некоторые из них вступают в работу только в определенные моменты жизни организма, например в критических ситуациях, некоторые работают только на определенных стадиях развития организма. Но информация об этом, – подчеркивают исследователи, – практически не поступает в справочники и учебники по биологии и в книги по происхождению жизни. Например, еще в двадцатых годах писали о том, какие важные функции выполняет находящаяся в углу глаза полулунная складка, и все же некоторые авторы научных трудов относят ее к разряду рудиментов, считают ее остатком "третьего века" – той мигательной перепонки, которая хорошо развита у птиц и пресмыкающихся. Этот факт выглядит особенно парадоксальным на фоне добытых наукой сведений об "обслуживании" мигательной перепонки пресмыкающихся (а также птиц) и полулунной складки человека разными нервами, что говорит о невозможности существования между этими анатомическими структурами какой-либо исторической связи.